Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
О серии книг "Дептфордские мыши" я, каюсь, никогда не слышал, и ко мне в руки третья часть попала случайно. И это, безусловно, не делает мне чести, так как книга замечательная, и жаль начинать такую вещь с конца. Впрочем, не впервой... Итак, "Дептфордские мыши. Последняя битва" Робина Джарвиса.
Третья книга начинается тем, что на сцену возвращаются угрозы и противника, казалось, уже побеждённые, поэтому, хоть я многое, несомненно, и упускаю, следить за сюжетом было не так сложно. Итак, группа мышей, живущих в доме в Дептфорде (пригороде Лондона), в Сочельник обнаруживает, что все запасы в кладовой, на которые они рассчитывали, исчезли. Морозы же усиливаются, а от старой электростанции надвигается зловещий туман... Юпитер, злобное божество крыс, живших под Дептфордом, уничтоженное одной из мышек, нашёл способ вернуться из царства мёртвых - и как бестелесный дух стал силён неимоверно. Зимой, когда благое божество тепла и жизни, Зелёная Мышь, умирает до первого ростка, ему просто некому противостоять. Тем временем в центральном Лондоне, в подземельях, крысы, прежде предпочитавшие держаться от мышей подальше, организуются в армию...
"Дептфордские мыши" это мышиное фэнтези, разительно отличающееся от книг Брайана Джейкса - это тёмное фэнтези. Практически все персонажи книги (включая фоновых, исчисляющихся многими сотнями) умирают - но не раньше, чем познают глубочайшее отчаяние и увидят мучительную гибель всех, кто им дорог. И поверьте, я не преувеличиваю. Джарвис щедро наполняет свою повесть пафосом, тут немало древних тайн и громких эпитетов, но всё это не звучит нелепо; престарелая жрица-оракул, белка Старвайф, выглядит одновременно и достоверной склочной старухой, и могучей пифией, действительно впечатляющей читателя., а Юпитер вполне достоин роли Великого Зла космических масштабов. Кроме того, Джарвис очень хорошо умеет бить читателя под дых; даже уже поняв, что в этой книге всё будет плохо и станет только хуже, даже уже догадываясь о судьбе некоторых персонажей и об исходе каких-то событий, всё равно ощущаешь шок, когда автор выплескивает тебе в лицо очередную порцию жестокости и безысходности.
Персонажи весьма хороши. О Старвайф я кое-что уже сказал, но она - самый яркий образ книги, а потому скажу и ещё. Эта морально амбивалентная белка завораживает - она убеждена в собственной значимости как эгоманьяк, но не без причины, подобно престарелым мастерам из гонконгских боевиков она оскорбляет и помыкает всеми окружающими по праву мудрости и опыта, и в то же время в этой книге она выступает в трагической роли сломленной и обессиленной старухи, дожившей до того, чтоб увидеть, как гибнет всё, чему она посвятила жизнь; Старвайф вызывает одновременные и одинаково сильные неприязнь и сочувствие. Очень интересны отношения Пикадилли с Баркером - хотя мышь и выступает, в общем, как положительный персонаж, но его поведение по отношению к полусумасшедшему старику-крысу довольно цинично, хотя и совершенно естественно... Вообще, это ещё один пример того, что Джарвис пишет именно тёмное фэнтези - тут фактически нет безусловно положительных персонажей, идеальных героев; разве что Томас - но и у него есть какая-то тёмная тайна.
Фактически, единственная не то чтоб претензия, но сомнение и недоумение по поводу "Дептфордских мышей" у меня связанокак раз с их мышиной сущностью. Я не ощущаю необходимости делать персонажей антропоморфными животными. В "Felidae", во-первых, животная природа персонажей подчеркивалась и использовалась для пародии на штампы нуара, а кроме того, отношения кошек с людьми были сюжетно значимы; в "Рэдволле" это несло функцию чисто эстетическую,антропоморфные животные несли функцию людей, а кроме того, в такой форме, вероятно, тяжёлые моменты были более приемлемы для young adults. Ни то, ни другое тут не применимо: тяжёлые моменты Джарвис смакует, и тут уж никакие мыши не сделают текст более детским, при этом персонажи живут вроде бы рядом с людьми, но с ними не взаимодействуют совершенно, даже косвенно. И это странно. Происходят события космического масштаба, которые не могут не затрагивать людей (да и куда делись запасы продуктов в самом начале?), но о людях мы не слышим и не знаем ничего. Этот момент меня смущал всю книгу. Смущают и авторские иллюстрации Джарвиса - нарочито милые, с пузатыми коротконогими мышками; правда, они не лишены некоторого зловещего флёра, но в целом визуализация скорее контрастирует с текстом, чем естественно его дополняет. Впрочем, возможно, что дело тут не столько в книге, сколько в моём непонимании ценностей фурри-комьюнити в целом, поскольку такой контраст - дело, кажется, не единичное.
В целом, если вы любите мрачное фэнтези, персонажей в пучине отчаяния и эпический пафос разрушения, то я настоятельнейше рекомендую "Дептфордских мышей". Лично я теперь буду искать две предыдущих книги и выяснять, переводили ли вторую трилогию.
Третья книга начинается тем, что на сцену возвращаются угрозы и противника, казалось, уже побеждённые, поэтому, хоть я многое, несомненно, и упускаю, следить за сюжетом было не так сложно. Итак, группа мышей, живущих в доме в Дептфорде (пригороде Лондона), в Сочельник обнаруживает, что все запасы в кладовой, на которые они рассчитывали, исчезли. Морозы же усиливаются, а от старой электростанции надвигается зловещий туман... Юпитер, злобное божество крыс, живших под Дептфордом, уничтоженное одной из мышек, нашёл способ вернуться из царства мёртвых - и как бестелесный дух стал силён неимоверно. Зимой, когда благое божество тепла и жизни, Зелёная Мышь, умирает до первого ростка, ему просто некому противостоять. Тем временем в центральном Лондоне, в подземельях, крысы, прежде предпочитавшие держаться от мышей подальше, организуются в армию...
"Дептфордские мыши" это мышиное фэнтези, разительно отличающееся от книг Брайана Джейкса - это тёмное фэнтези. Практически все персонажи книги (включая фоновых, исчисляющихся многими сотнями) умирают - но не раньше, чем познают глубочайшее отчаяние и увидят мучительную гибель всех, кто им дорог. И поверьте, я не преувеличиваю. Джарвис щедро наполняет свою повесть пафосом, тут немало древних тайн и громких эпитетов, но всё это не звучит нелепо; престарелая жрица-оракул, белка Старвайф, выглядит одновременно и достоверной склочной старухой, и могучей пифией, действительно впечатляющей читателя., а Юпитер вполне достоин роли Великого Зла космических масштабов. Кроме того, Джарвис очень хорошо умеет бить читателя под дых; даже уже поняв, что в этой книге всё будет плохо и станет только хуже, даже уже догадываясь о судьбе некоторых персонажей и об исходе каких-то событий, всё равно ощущаешь шок, когда автор выплескивает тебе в лицо очередную порцию жестокости и безысходности.
Персонажи весьма хороши. О Старвайф я кое-что уже сказал, но она - самый яркий образ книги, а потому скажу и ещё. Эта морально амбивалентная белка завораживает - она убеждена в собственной значимости как эгоманьяк, но не без причины, подобно престарелым мастерам из гонконгских боевиков она оскорбляет и помыкает всеми окружающими по праву мудрости и опыта, и в то же время в этой книге она выступает в трагической роли сломленной и обессиленной старухи, дожившей до того, чтоб увидеть, как гибнет всё, чему она посвятила жизнь; Старвайф вызывает одновременные и одинаково сильные неприязнь и сочувствие. Очень интересны отношения Пикадилли с Баркером - хотя мышь и выступает, в общем, как положительный персонаж, но его поведение по отношению к полусумасшедшему старику-крысу довольно цинично, хотя и совершенно естественно... Вообще, это ещё один пример того, что Джарвис пишет именно тёмное фэнтези - тут фактически нет безусловно положительных персонажей, идеальных героев; разве что Томас - но и у него есть какая-то тёмная тайна.
Фактически, единственная не то чтоб претензия, но сомнение и недоумение по поводу "Дептфордских мышей" у меня связанокак раз с их мышиной сущностью. Я не ощущаю необходимости делать персонажей антропоморфными животными. В "Felidae", во-первых, животная природа персонажей подчеркивалась и использовалась для пародии на штампы нуара, а кроме того, отношения кошек с людьми были сюжетно значимы; в "Рэдволле" это несло функцию чисто эстетическую,антропоморфные животные несли функцию людей, а кроме того, в такой форме, вероятно, тяжёлые моменты были более приемлемы для young adults. Ни то, ни другое тут не применимо: тяжёлые моменты Джарвис смакует, и тут уж никакие мыши не сделают текст более детским, при этом персонажи живут вроде бы рядом с людьми, но с ними не взаимодействуют совершенно, даже косвенно. И это странно. Происходят события космического масштаба, которые не могут не затрагивать людей (да и куда делись запасы продуктов в самом начале?), но о людях мы не слышим и не знаем ничего. Этот момент меня смущал всю книгу. Смущают и авторские иллюстрации Джарвиса - нарочито милые, с пузатыми коротконогими мышками; правда, они не лишены некоторого зловещего флёра, но в целом визуализация скорее контрастирует с текстом, чем естественно его дополняет. Впрочем, возможно, что дело тут не столько в книге, сколько в моём непонимании ценностей фурри-комьюнити в целом, поскольку такой контраст - дело, кажется, не единичное.
В целом, если вы любите мрачное фэнтези, персонажей в пучине отчаяния и эпический пафос разрушения, то я настоятельнейше рекомендую "Дептфордских мышей". Лично я теперь буду искать две предыдущих книги и выяснять, переводили ли вторую трилогию.