Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
От "Годзиллы" Гарета Эдвардса я многого не ждал. И, признаю, ошибся. Это достойный перезапуск легендарной франшизы, это весьма изящная кинематографически лента и, наконец, это пиршество для глаз.
Правда, возникшая поначалу надежда, что "Годзилла" 2014-го, подобно одноимённому фильму 1954-го, будет посвящён актуальным проблемам и страхам, вызванная тем, что завязка фильма явственно отсылает к событиям на Фукусиме, не оправдалась. Дальше завязки дело не идёт, тема эта особенно не развивается, и фильм остаётся именно зрелищным адреналиновым приключением. Впрочем, в подтексте кое-что всё же читается, ведь "Годзилла" - редчайший случай фильма про бравого американского солдата, у которого осталась дома семья, где этот солдат не спасает нацию или мир; люди вообще тут фактически ничего полезного не делают и ни на что не влияют. Как и обещает зрителям и мрачному американскому генералу Кен Ватанабэ, природа сама восстанавливает равновесие - на фон полного бессилия и, в сущности, ничтожества человечества перед её величественной мощью, воплощённой в Годзилле.
Но так или иначе, а всё это - в лучшем случае очень обобщённый подтекст; фактически же, несмотря на то, что сюжетные ляпы терпимы, образы персонажей вполне достоверны и присутствует даже некий элемент стёба над клише боевиков с позиций большего реализма, "Годзилла" берёт не сюжетом и не содержанием, да и акцент не на них сделан.
Кино - искусство визуальное, и хотя многие великие кинокартины обходились минимум визуальных средств выразительности, сложно упрекнуть тех режиссёров, кто честно использует специфику своего вида искусства по максимуму. К таковым, как оказалось, относится и Гарет Эдвардс. Не иначе, как пригодился опыт работы над околодокументальными лентами BBC о конце света - иначе объяснить, почему режиссёр, прежде никогда не работавший в таком жанре, так виртуозно построил эпический фильм-катастрофу и фильм про дайкайдзю, невозможно. Это, вероятно, лучший фильм о гигантских монстрах на данный момент.
Следует отдать должное за это и оператору Шеймасу МакГарви - значительная доля эффектности связана с великолепно построенным кадром. Моменты, когда фокус и угол обзора чуть смещается, и мы вдруг осознаём, что частью фона, наравне с горами или обломками гигантских небоскрёбов, всё это время была исполинская лапа, незабываемы; не менее эффектно, когда камера отодвигается от сражающихся монстров, отодвигается, отодвигается - и мы становимся на точку зрения людей, а дайкайдзю вновь оказываются как бы частью ландшафта. то даёт невиданное ощущение масштаба.
Тут стоит отметить, что сравнительно небольшая часть хронометража посвящена собственно битвам монстров, порой они остаются за кадром или вне кадра, а в основном дайкайдзю просто занимаются своими делами. На мой взгляд, тут Гарет Эдвардс проявил удивительную мудрость - драка двух огромных тварей не намного эффектней драки тех же тварей умеренных размеров, поскольку её неизбежно нужно снимать так же, и масштаб уже не имеет значения; тогда как сцены, где твари просто идут, сметая города, потому что они настолько большие (или где громадный спинной гребень рассекает волны в окружении нескольких авианосцев, теряющихся на его фоне, гораздо более эффектны. Тем не менее это не значит, что бои не заслуживают похвалы - они также потрясающие. Рёв, рушащиеся здания и падения, от которых содрогается земля... И, самое поразительное, внезапные атаки тварей, чей вес исчисляется тысячами тонн, которые не смотрятся нелепо!
Нужно сказать о дизайне Годзиллы - это подчёркнутое ретро, и этим он прекрасен. Сходство с резиновым костюмом из старых фильмов явно было поставлено на первое место в ущерб реализму (да о каком реализме можно говорить в данном случае?), но это - не только дань уважения ностальгии всех многочисленных фанатов франшизы, как и в оригинальных фильмах Годзилла с ногами-тумбами и очень низким центром тяжести смотрится внушительно и устрашающе массивно. Передать свой восторг, когда я, почти уже потеряв надежду, понял, что у него всё-таки есть радиоактивное дыхание, я не смогу. Этим моментом нужно насладиться самому.
Работой художников по спецэффектам можно только восхищаться. Компьютерная графика в "Годзилле" реалистичная, очень эффектная и при этом сделанная действительно художниками: Годзилла, ревущий в дымке от пожаров и пыли разрушенных небоскрёбов в лучах восходящего солнца - это воистину искусство, это картина. И таков едва ли не каждый кадр с дайкайдзю.
Актёрские работы все достойные, кроме разве что Кена Ватанабэ, персонаж которого вышел безнадёжно фоновым. Трагичный герой Брайана Кренстона проводит на экране не так уж много времени, но западает в душу. У Тейлор-Джонсона вышел узнаваемый "обычный парень", столь частый герой фильмов-катастроф; чувствуется, что в рушащемся мире его беспокоит только судьба жены и ребёнка, и это классно и верибельно. Кстати, жена в исполнении Элизабет Олсен вышла премилая (а вот ребёнок ужасен, но я не могу требовать актерской игры от карапуза таких лет). Дэвид Стрэтэйрн сделал эпизодический, по сути, образ адмирала симпатичным и отчасти трогательным.
Ещё одной составляющей кинематографичности и атмосферы фильма является саундтрек. Александр Депла своими тревожными барабанными ритмами, в которые вплетается что-то тоскливо-этническое, японское, не даёт нам забыть, что где-то в море плывёт циклопический монстр, даже когда мы его не видим. А ещё саундтрек очень хорош как музыка сама по себе.
К моему удивлению, кажется, "Годзиллу" сильно недооценивают. Я могу сказать лишь, что получил наслаждение от каждой секунды этого фильма, и на мой личный взгляд, если кто-то его не посмотрит на большом экране - тот сам себе враг.
P.S. А ещё тут самые крутые псевдо-хроникальные титры со времён "Хранителей" Снайдера.
Правда, возникшая поначалу надежда, что "Годзилла" 2014-го, подобно одноимённому фильму 1954-го, будет посвящён актуальным проблемам и страхам, вызванная тем, что завязка фильма явственно отсылает к событиям на Фукусиме, не оправдалась. Дальше завязки дело не идёт, тема эта особенно не развивается, и фильм остаётся именно зрелищным адреналиновым приключением. Впрочем, в подтексте кое-что всё же читается, ведь "Годзилла" - редчайший случай фильма про бравого американского солдата, у которого осталась дома семья, где этот солдат не спасает нацию или мир; люди вообще тут фактически ничего полезного не делают и ни на что не влияют. Как и обещает зрителям и мрачному американскому генералу Кен Ватанабэ, природа сама восстанавливает равновесие - на фон полного бессилия и, в сущности, ничтожества человечества перед её величественной мощью, воплощённой в Годзилле.
Но так или иначе, а всё это - в лучшем случае очень обобщённый подтекст; фактически же, несмотря на то, что сюжетные ляпы терпимы, образы персонажей вполне достоверны и присутствует даже некий элемент стёба над клише боевиков с позиций большего реализма, "Годзилла" берёт не сюжетом и не содержанием, да и акцент не на них сделан.
Кино - искусство визуальное, и хотя многие великие кинокартины обходились минимум визуальных средств выразительности, сложно упрекнуть тех режиссёров, кто честно использует специфику своего вида искусства по максимуму. К таковым, как оказалось, относится и Гарет Эдвардс. Не иначе, как пригодился опыт работы над околодокументальными лентами BBC о конце света - иначе объяснить, почему режиссёр, прежде никогда не работавший в таком жанре, так виртуозно построил эпический фильм-катастрофу и фильм про дайкайдзю, невозможно. Это, вероятно, лучший фильм о гигантских монстрах на данный момент.
Следует отдать должное за это и оператору Шеймасу МакГарви - значительная доля эффектности связана с великолепно построенным кадром. Моменты, когда фокус и угол обзора чуть смещается, и мы вдруг осознаём, что частью фона, наравне с горами или обломками гигантских небоскрёбов, всё это время была исполинская лапа, незабываемы; не менее эффектно, когда камера отодвигается от сражающихся монстров, отодвигается, отодвигается - и мы становимся на точку зрения людей, а дайкайдзю вновь оказываются как бы частью ландшафта. то даёт невиданное ощущение масштаба.
Тут стоит отметить, что сравнительно небольшая часть хронометража посвящена собственно битвам монстров, порой они остаются за кадром или вне кадра, а в основном дайкайдзю просто занимаются своими делами. На мой взгляд, тут Гарет Эдвардс проявил удивительную мудрость - драка двух огромных тварей не намного эффектней драки тех же тварей умеренных размеров, поскольку её неизбежно нужно снимать так же, и масштаб уже не имеет значения; тогда как сцены, где твари просто идут, сметая города, потому что они настолько большие (или где громадный спинной гребень рассекает волны в окружении нескольких авианосцев, теряющихся на его фоне, гораздо более эффектны. Тем не менее это не значит, что бои не заслуживают похвалы - они также потрясающие. Рёв, рушащиеся здания и падения, от которых содрогается земля... И, самое поразительное, внезапные атаки тварей, чей вес исчисляется тысячами тонн, которые не смотрятся нелепо!
Нужно сказать о дизайне Годзиллы - это подчёркнутое ретро, и этим он прекрасен. Сходство с резиновым костюмом из старых фильмов явно было поставлено на первое место в ущерб реализму (да о каком реализме можно говорить в данном случае?), но это - не только дань уважения ностальгии всех многочисленных фанатов франшизы, как и в оригинальных фильмах Годзилла с ногами-тумбами и очень низким центром тяжести смотрится внушительно и устрашающе массивно. Передать свой восторг, когда я, почти уже потеряв надежду, понял, что у него всё-таки есть радиоактивное дыхание, я не смогу. Этим моментом нужно насладиться самому.
Работой художников по спецэффектам можно только восхищаться. Компьютерная графика в "Годзилле" реалистичная, очень эффектная и при этом сделанная действительно художниками: Годзилла, ревущий в дымке от пожаров и пыли разрушенных небоскрёбов в лучах восходящего солнца - это воистину искусство, это картина. И таков едва ли не каждый кадр с дайкайдзю.
Актёрские работы все достойные, кроме разве что Кена Ватанабэ, персонаж которого вышел безнадёжно фоновым. Трагичный герой Брайана Кренстона проводит на экране не так уж много времени, но западает в душу. У Тейлор-Джонсона вышел узнаваемый "обычный парень", столь частый герой фильмов-катастроф; чувствуется, что в рушащемся мире его беспокоит только судьба жены и ребёнка, и это классно и верибельно. Кстати, жена в исполнении Элизабет Олсен вышла премилая (а вот ребёнок ужасен, но я не могу требовать актерской игры от карапуза таких лет). Дэвид Стрэтэйрн сделал эпизодический, по сути, образ адмирала симпатичным и отчасти трогательным.
Ещё одной составляющей кинематографичности и атмосферы фильма является саундтрек. Александр Депла своими тревожными барабанными ритмами, в которые вплетается что-то тоскливо-этническое, японское, не даёт нам забыть, что где-то в море плывёт циклопический монстр, даже когда мы его не видим. А ещё саундтрек очень хорош как музыка сама по себе.
К моему удивлению, кажется, "Годзиллу" сильно недооценивают. Я могу сказать лишь, что получил наслаждение от каждой секунды этого фильма, и на мой личный взгляд, если кто-то его не посмотрит на большом экране - тот сам себе враг.
P.S. А ещё тут самые крутые псевдо-хроникальные титры со времён "Хранителей" Снайдера.