Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Продолжая коллекционировать классику из "Библиотеки всемирной литературы", я прочитал сборник, что называется, демократических поэтов Франции - Беранже, Барбье и Дюпона. Все они жили и творили между Первой и Третьей Империей и более чем бурные события этого периода в той или иной степени повлияли на их творчество. Ну, по порядку...
Пьер-Жан Беранже, как мне кажется, был поднят советской критикой на щит не слишком заслужено. По-моему его стихи и песни тем более хороши, чем менее революционны и политически конкретны. Его творчество варьируется эдаким градиентом от малопристойных кабацких песенок до патетических гимнов, и хотя качество всюду, конечно, бывает разное, но первые кажутся мне куда удачнее в среднем, и почти все лучшие тексты Беранже относятся именно к ним. Легкомысленные, полные несколько лихорадочной жизнерадостности песенки, посвящённые радостям алкоголизма и не слишком упорядоченных любовных связей, не только дышат у Беранже искренностью, но и оказываются куда изящней и бойчее в поэтическом отношении. Говоря о национальном унижении Франции и о продажном, безнравственном истеблишменте поэт постоянно сбивается в классицистический высокопарный слог, которым худо владеет, да при том обильно приправляет это клише такого рода поэзии. Знаменитое "честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой", по-моему, совсем не впечатляет. (В скобках отмечу и то, что Беранже по натуре гораздо больше французский патриот, чем идейный революционер, что всего заметнее, когда он упоминает Наполеона). При этом у него есть и удачные сатиры, но те, где он всего мягче, где только ирония, а не обличение (такие, как "Совет бельгийцам" или хотя бы "Смерть сатаны"). Из более прямолинейных как удача мне вспоминается только "Белая кокарда" - действительно очень сильная вещь. Тем не менее лично мне у Беранже запомнятся легкомысленные и радостные песни, как совсем юмористические и фривольные ("Жанетта", "Третий муж", "Весна и осень"), так и весьма трогательные и романтичные ("Розетта", "Резвушка"). Там к его слогу нельзя придраться, ибо простые предсказуемые рифмы и прямолинейность образов здесь не только извинительны - уместны. УВерен, в виде именно песен они зазвучали бы ещё лучше (к сожалению, его почему-то мало поют задорно и весело); вот, например, как и без того прекрасное стихотворение заиграло:
Прослушать или скачать Сурганова и оркестр Лучший жребий бесплатно на Простоплеер
Совершенно иной случай - Огюст Барбье. Это тоже поэт с более чем неровным творчеством, тоже склонный впадать в дурную патетику и эксплуатировать самые банальные штампы, но хорош он совсем не в том, в чем Беранже. Лучшие его вещи входят в сборники "Ямбы" и "Лазарь" (вене их, похоже, ничего хоть сравнительно стоящего нет вовсе), и это горячие, страстные и грубо-натуралистичные, но вместе с тем и очень образные стихи - прямые предшественники творчества "проклятых поэтов". В первую очередь это "Собачий пир" - собственно, не совсем революционная поэзия, а отклик романтического (или уже - пост-романтического?) сознания на революционные события; поэта тут захватывает скорее романтика обновления, всплеск героизма и страсти, а не социальные последствия революции, линия противостояния проходит между сильными борцами и трусами да филистерами. Автор отчасти сочувствует и могучему вепрю королевской власти - уж точно ему больше, чем приспособленцам-буржуа от республики. Ритм стихотворения очень напористый, ошеломляющий, кажется, будто поэт кричит, надрывно, из самого нутра выхаркивая слова; фактурные образы и детали крайне непоэтичные сочетаются с развернутыми метафорами, причем Барбье как бы несёт по теме, и цельность стихотворению придаёт страсть автора, а не последовательность в раскрытии темы. Во многом примыкает к "Собачьему пиру" также "Лев", очень хороши и отчаянно напряжённый "Девяносто третий год", и "Котёл". Но уже в "Ямбах" у Барбье проскальзывают и произведения, исполненные духом морализаторства, банальные и слащаво-лиричные. Увы, но без пены у рта этому поэту сказать как будто и нечего. Сборник "Лазарь", посвящённый впечатлениям от посещения Великобритании, в целом уступает "Собачьему пиру", и там местами 0 не столько даже стихотворениями, сколько строфами, - проявляется та же ханжеская сухость, но всё-таки в целом он хорош. Барбье испытывает достаточно гнева и отвращения про поводу Лондона - огромной клоаки с задымленным небом и переполненными богатствами портами, по поводу ирландских рабочих, живущих немногим лучше черных рабов в Америке, по поводу спивающейся английской бедноты и многого другого, чтоб его стих был драматичен, хлёсток и исполнен лихорадочной жизни. Отдельно стоит отметить "Кормчего" - кажется, уникальный в этом сборнике трех поэтов пример сатиры, в которой автор испытывает странное уважение к идейному противнику и описывает его не без симпатии... А вот сборник "Il pianto" - абсолютный провал. Выспренне классицистические бессодержательные восхваления героев революции в пресных сонетах не трогают ни формой, ни содержанием. В поздние годы Барбье пытался, очевидно, подражать Беранже, принялся писать легкомысленные песенки о флирте и природе, и все они бесконечно фальшивы, пусты и крайне неоригинальны. Удивительно, что все это мог написать автор "Ямбов"; быть может, Барбье стоило вовремя бросить поэзию и уехать торговать оружием в Африку...
Пьер-Жан Беранже, как мне кажется, был поднят советской критикой на щит не слишком заслужено. По-моему его стихи и песни тем более хороши, чем менее революционны и политически конкретны. Его творчество варьируется эдаким градиентом от малопристойных кабацких песенок до патетических гимнов, и хотя качество всюду, конечно, бывает разное, но первые кажутся мне куда удачнее в среднем, и почти все лучшие тексты Беранже относятся именно к ним. Легкомысленные, полные несколько лихорадочной жизнерадостности песенки, посвящённые радостям алкоголизма и не слишком упорядоченных любовных связей, не только дышат у Беранже искренностью, но и оказываются куда изящней и бойчее в поэтическом отношении. Говоря о национальном унижении Франции и о продажном, безнравственном истеблишменте поэт постоянно сбивается в классицистический высокопарный слог, которым худо владеет, да при том обильно приправляет это клише такого рода поэзии. Знаменитое "честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой", по-моему, совсем не впечатляет. (В скобках отмечу и то, что Беранже по натуре гораздо больше французский патриот, чем идейный революционер, что всего заметнее, когда он упоминает Наполеона). При этом у него есть и удачные сатиры, но те, где он всего мягче, где только ирония, а не обличение (такие, как "Совет бельгийцам" или хотя бы "Смерть сатаны"). Из более прямолинейных как удача мне вспоминается только "Белая кокарда" - действительно очень сильная вещь. Тем не менее лично мне у Беранже запомнятся легкомысленные и радостные песни, как совсем юмористические и фривольные ("Жанетта", "Третий муж", "Весна и осень"), так и весьма трогательные и романтичные ("Розетта", "Резвушка"). Там к его слогу нельзя придраться, ибо простые предсказуемые рифмы и прямолинейность образов здесь не только извинительны - уместны. УВерен, в виде именно песен они зазвучали бы ещё лучше (к сожалению, его почему-то мало поют задорно и весело); вот, например, как и без того прекрасное стихотворение заиграло:
Прослушать или скачать Сурганова и оркестр Лучший жребий бесплатно на Простоплеер
Совершенно иной случай - Огюст Барбье. Это тоже поэт с более чем неровным творчеством, тоже склонный впадать в дурную патетику и эксплуатировать самые банальные штампы, но хорош он совсем не в том, в чем Беранже. Лучшие его вещи входят в сборники "Ямбы" и "Лазарь" (вене их, похоже, ничего хоть сравнительно стоящего нет вовсе), и это горячие, страстные и грубо-натуралистичные, но вместе с тем и очень образные стихи - прямые предшественники творчества "проклятых поэтов". В первую очередь это "Собачий пир" - собственно, не совсем революционная поэзия, а отклик романтического (или уже - пост-романтического?) сознания на революционные события; поэта тут захватывает скорее романтика обновления, всплеск героизма и страсти, а не социальные последствия революции, линия противостояния проходит между сильными борцами и трусами да филистерами. Автор отчасти сочувствует и могучему вепрю королевской власти - уж точно ему больше, чем приспособленцам-буржуа от республики. Ритм стихотворения очень напористый, ошеломляющий, кажется, будто поэт кричит, надрывно, из самого нутра выхаркивая слова; фактурные образы и детали крайне непоэтичные сочетаются с развернутыми метафорами, причем Барбье как бы несёт по теме, и цельность стихотворению придаёт страсть автора, а не последовательность в раскрытии темы. Во многом примыкает к "Собачьему пиру" также "Лев", очень хороши и отчаянно напряжённый "Девяносто третий год", и "Котёл". Но уже в "Ямбах" у Барбье проскальзывают и произведения, исполненные духом морализаторства, банальные и слащаво-лиричные. Увы, но без пены у рта этому поэту сказать как будто и нечего. Сборник "Лазарь", посвящённый впечатлениям от посещения Великобритании, в целом уступает "Собачьему пиру", и там местами 0 не столько даже стихотворениями, сколько строфами, - проявляется та же ханжеская сухость, но всё-таки в целом он хорош. Барбье испытывает достаточно гнева и отвращения про поводу Лондона - огромной клоаки с задымленным небом и переполненными богатствами портами, по поводу ирландских рабочих, живущих немногим лучше черных рабов в Америке, по поводу спивающейся английской бедноты и многого другого, чтоб его стих был драматичен, хлёсток и исполнен лихорадочной жизни. Отдельно стоит отметить "Кормчего" - кажется, уникальный в этом сборнике трех поэтов пример сатиры, в которой автор испытывает странное уважение к идейному противнику и описывает его не без симпатии... А вот сборник "Il pianto" - абсолютный провал. Выспренне классицистические бессодержательные восхваления героев революции в пресных сонетах не трогают ни формой, ни содержанием. В поздние годы Барбье пытался, очевидно, подражать Беранже, принялся писать легкомысленные песенки о флирте и природе, и все они бесконечно фальшивы, пусты и крайне неоригинальны. Удивительно, что все это мог написать автор "Ямбов"; быть может, Барбье стоило вовремя бросить поэзию и уехать торговать оружием в Африку...
"Тише, Тише, господа!
Господин Искариотов
патриот из патриотов,
приближается сюда!"
К сожалению. никак не могу с вами согласиться по поводу этого стихотворения.
Спасибо за рецензию! (впрочем, как обычно =)
Да, "Третий муж" весьма... своеобразный.
Умолчим о тематике, хохохо