Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Вчера я узнал очень-очень много потрясающе интересных вещей об экранизациях сказок Фрэнка Баума, но вам их не расскажу. Самим надо было приходить и слушать.
А вместо этого расскажу вам про первую из этих экранизаций (не считая мюзикла с киновставками) - "The Wonderful Wizard Of Oz" Отиса Тёрнера, 1910 года.
Этот фильм сразу остро напоминает два других кинопроизведения тех же лет: фильмы Жоржа Мельеса, в особенности вышедшее двумя годами позже "Завоевание полюса", и российскую "Понизовую вольницу". Первое - в связи с изобилием спецэффектов (хотя значительно менее качественных), второе - с крайней сюжетной невнятицей и постоянной толкотней в кадре. Тёрнер как будто боится хоть на секунду оставить кадр без движения, всегда там кто-то ёрзает и перебегает с места на место. Кроме того, почти всегда в кадре находятся если не все, то большинство занятых в фильме персонажей. Это создает ужасную суматоху и толчею. Прибавьте сюда, что фильм длится 13 минут - и станет ясно, что люди, не знакомые с литературным первоисточником, ничего не поймут из фильма. Даже титры тут не в меру лаконичны.
Помимо собачки Тото с Дороти почему-то путешествуют осёл и корова, и это - главные звезды фильма. Фактически, они едва ли не чаще оказываются в центре внимания, чем сама девочка из Огайо. Не знаю, почему Отис Тёрнер решил, что осел и корова - основные составляющие успешного кино, но в моем случае он не прогадал. Жуткие костюмы, поведение на грани припадка и просто вопиющая неуместность этих персонажей обеспечили истерический смех почти на всем протяжении фильма. А вот Страшила пугает. У него маска несколько в стиле "Silent Hill" и такие же движения - никогда я так пронзительно не осознавал, что он - ожившее чучело, и это довольно жутко. Железный Дровосек на этом фоне как-то теряется, ярких сцен у него нет, так же как и Тотошка со Львом явно уступают корове и ослу. Нужно ещё отметить летучих обезьян с изящной балетной пластикой да команду красавиц на подтанцовке в сцене конструирования воздушного шара.
Спецэффекты не то чтоб плохи, но явно не в первом ряду для своего времени - особо отмечу смерч, ещё один чудесный источник смеха. Зато их много - Тёрнер помнит, что снимает сказку, и во всех сценах что-то появляется, превращается, исчезает... Декорации немного аляповаты, но их, как уже сказано, за толпой персонажей почти не видно.
Фильм Тёрнера - едва ли хорошее, но очень забавное кино, интересный образчик самого раннего этапа развития кинематографа и замечательный материал для сравнения со всем известной экранизацией 1939 года. Как минимум неколько минут смеха фильм Тёрнера гарантирует.