Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Первое, с чего необходимо начинать разговор о фильме "Город потерянных детей" - это не фильм для детей. Жан-Пьер Жёне и Марк Каро пытались зачем-то уверить публику в обратном, но это тот редкий случай, когда режиссёрам верить нельзя. Не показывайте этот фильм детям, и все будет хорошо.
"Город потерянных детей" начинается кошмарным сном, и это не только задает основную тему и конфликт фильма, - фактически, сложно сказать, кончается ли этот кошмар вообще, или все происходящее - вязкий сон во сне (один такой в фильме определенно есть). Мир сюрреалистичен, но не настолько, чтоб восприниматься вполне автономно - напротив, это некая искаженная и нарочито странная копия нашего мира. Многие его элементы остаются непроясненными, но при этом - по логике сна! - не выглядят нарочитыми сюжетными дырами. Фактически, мы имеем дело скорее с чередой образов, связанных эмоционально и тематически, чем с логически выверенной последовательностью событий.
Все персонажи так или иначе одиноки, брошены и оторваны от мира, это изгои, люммпены, уроды или отшельники. Жёне и Каро проводят, в сущности, очень простую демаркационную линию между условно-положительными и условно-отрицательными персонажами своего фильма: заботятся ли эти изгои о ком-то, кроме себя. Фактически, главная мысль "Города потерянных детей" в том и состоит, что заботиться только о себе невозможно: все такие персонажи заканчивают буквальным саморазрушением.
Образы фильма броские и запоминающиеся, они оставляют очень сильное впечатление - и большей частью впечатление крайне неуютное. Уродцы в духе Броунинга, секта стимпанковых киборгов (явно пришедших из раннего фильма Жёне "Бункер последнего выстрела", мутно-зелёные - то ли гнилая ряска, то ли кислота - воды... Есть настоящие шедевры образности - как переподключение "искусственного глаза" сектанта, чтоб он видел собственную агонию, есть и традиционные, легко считываемые архетипы, вроде дуэта прекрасной маленькой Жюдит Витте и низколобого гиганта Рона Перлмана. И, конечно, цветовая гамма, напоминающая выцветшие фото столетней давности, только с нарочито сбитым балансом цветов, из-за которого любой кадр пугает и вызывает неуютные ощущения независимо от его содержания.
Именно актерской работой, а не типажностью, запоминается в первую очередь Доминик Пинон - что неудивительно, он исполняет в этом фильме так много ролей! Впрочем, Дваниэль Эмильфорк, несмотря на свою впечатляющую внешность, демонстрирует также и вполне яркую игру.
"Город потерянных детей" - одна из самых жутких, сюрреалистических и броских кинокартин девяностых (это - по меньшей мере). Думаю, она входит в число обязательных для понимания киноискусства вещей... Только детям не показывайте. Не надо.
"Город потерянных детей" начинается кошмарным сном, и это не только задает основную тему и конфликт фильма, - фактически, сложно сказать, кончается ли этот кошмар вообще, или все происходящее - вязкий сон во сне (один такой в фильме определенно есть). Мир сюрреалистичен, но не настолько, чтоб восприниматься вполне автономно - напротив, это некая искаженная и нарочито странная копия нашего мира. Многие его элементы остаются непроясненными, но при этом - по логике сна! - не выглядят нарочитыми сюжетными дырами. Фактически, мы имеем дело скорее с чередой образов, связанных эмоционально и тематически, чем с логически выверенной последовательностью событий.
Все персонажи так или иначе одиноки, брошены и оторваны от мира, это изгои, люммпены, уроды или отшельники. Жёне и Каро проводят, в сущности, очень простую демаркационную линию между условно-положительными и условно-отрицательными персонажами своего фильма: заботятся ли эти изгои о ком-то, кроме себя. Фактически, главная мысль "Города потерянных детей" в том и состоит, что заботиться только о себе невозможно: все такие персонажи заканчивают буквальным саморазрушением.
Образы фильма броские и запоминающиеся, они оставляют очень сильное впечатление - и большей частью впечатление крайне неуютное. Уродцы в духе Броунинга, секта стимпанковых киборгов (явно пришедших из раннего фильма Жёне "Бункер последнего выстрела", мутно-зелёные - то ли гнилая ряска, то ли кислота - воды... Есть настоящие шедевры образности - как переподключение "искусственного глаза" сектанта, чтоб он видел собственную агонию, есть и традиционные, легко считываемые архетипы, вроде дуэта прекрасной маленькой Жюдит Витте и низколобого гиганта Рона Перлмана. И, конечно, цветовая гамма, напоминающая выцветшие фото столетней давности, только с нарочито сбитым балансом цветов, из-за которого любой кадр пугает и вызывает неуютные ощущения независимо от его содержания.
Именно актерской работой, а не типажностью, запоминается в первую очередь Доминик Пинон - что неудивительно, он исполняет в этом фильме так много ролей! Впрочем, Дваниэль Эмильфорк, несмотря на свою впечатляющую внешность, демонстрирует также и вполне яркую игру.
"Город потерянных детей" - одна из самых жутких, сюрреалистических и броских кинокартин девяностых (это - по меньшей мере). Думаю, она входит в число обязательных для понимания киноискусства вещей... Только детям не показывайте. Не надо.