Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Вот я и освоил один из своих новогодних подарков и прочитал "Историю красоты" под редакцией Умберто Эко. Изначально я не планировал писать об этой книге, пока не освою также и "Историю уродства", а затем уж сделать отзыв на обе вместе. Но, подумав, я решил, что "История красоты" была написана вполне самостоятельно, так что может быть и рассмотрена так же.
Название совершенно точно - Эко и его коллеги действительно пытаются построить историю понятия Красоты, её критериев и областей применения, короче, рассказать, что и почему люди считали красивым на протяжении веков. Пожалуй, стоит уточнить - что белые люди европейской культуры считали таковым; авторы оправдывают такой культурный шовинизм проблемой перевода (мол, сложно сказать, является ли слово, переводимое с японского или санскрита как "красота" подлинным эквивалентом европейского понятия), но, как бы то ни было, подход такой вполне понятен и оправдан - противоположное вызвало бы слишком много дополнительных сложностей.
Построена книга просто: в коротких тематических главах авторы кратко суммируют эстетическую программу того или иного течения или эпохи, иллюстрируя свои слова как художественными (и не очень) произведениями, так и краткими цитатами. Формат кажется мне оптимальным или даже единственно возможным для такой книги - более пространное рассмотрение неизбежно превратило бы её в многотомное издание, а сумма текстов, визуальных материалов и авторитетного комментария создает достаточно яркое представление о понятии Красоты в ту или иную эпоху.
Стоит сразу отметить, что авторы уже в предисловии открестились от всяких представлений об объективном критерии Красоты, равно как и от попыток выделить нечто общее в её сменяющихся концепциях. Кто-то может знать, что мне такая позиция не близка, но я не могу не признать, что для описания Красоты во времени она может быть более плодотворной.
Не буду, пожалуй, пытаться пересказать книгу. Отмечу лишь, что я узнал много нового, а многое по-новому осознал. Античность, Средневековье и Ренессанс, например, имели в очень многом сходные понятия о красоте, различны были лишь акценты на его составляющие. Очень заинтересовала меня концепция Возвышенного, определившая романтизм. Любопытна и экстрвагантная, но трудноопровержимая теория Бёрка. Несколько покоробило меня явно критическое и неприязненное описание эстетических концепций, бытовавших с середины XIX века - не только потому, что лично я люблю и декаденс, и ар нуво, но и потому, что ранее авторы неизменно старались вникнуть в суть описываемой ими эстетики с, по меньшей мере, сопереживанием, и это кажется мне более уместным подходом. Читая о XX веке, особенно об авангардных течениях, подразумевающих выставление писсуара в музей или точное воспроизведение структуры грунта, я хотел было возмутиться - то, что это искусство, вовсе не означает, что кто-то (даже художники) считает это именно красивым! Однако авторы опередили меня, заявив в финале, что дать описание Красоты XX века невозможно, так как авангардное искусство не стремится к Красоте и мало о ней теоретизирует, занятное иной проблематикой, а массовая культура предлагает все вообразимые формы красоты на выбор, "массмедиа абсолютно демократичны, в них заготовлена модель красоты и для тех, кто от природы наделен аристократическим изяществом, и для простолюдинок с пышными телесами".
Издательство "Слово" прекрасно выпустило "Историю красоты", должен отметить. Полиграфия очень качественная, репродукции воспроизведены весьма хорошо, что, конечно, очень важно, да и вообще книгу чрезвычайно приятно держать в руках.
Настоятельно рекомендую вам "Историю красоты", а сам перехожу к не менее интересной "Истории уродства".
Название совершенно точно - Эко и его коллеги действительно пытаются построить историю понятия Красоты, её критериев и областей применения, короче, рассказать, что и почему люди считали красивым на протяжении веков. Пожалуй, стоит уточнить - что белые люди европейской культуры считали таковым; авторы оправдывают такой культурный шовинизм проблемой перевода (мол, сложно сказать, является ли слово, переводимое с японского или санскрита как "красота" подлинным эквивалентом европейского понятия), но, как бы то ни было, подход такой вполне понятен и оправдан - противоположное вызвало бы слишком много дополнительных сложностей.
Построена книга просто: в коротких тематических главах авторы кратко суммируют эстетическую программу того или иного течения или эпохи, иллюстрируя свои слова как художественными (и не очень) произведениями, так и краткими цитатами. Формат кажется мне оптимальным или даже единственно возможным для такой книги - более пространное рассмотрение неизбежно превратило бы её в многотомное издание, а сумма текстов, визуальных материалов и авторитетного комментария создает достаточно яркое представление о понятии Красоты в ту или иную эпоху.
Стоит сразу отметить, что авторы уже в предисловии открестились от всяких представлений об объективном критерии Красоты, равно как и от попыток выделить нечто общее в её сменяющихся концепциях. Кто-то может знать, что мне такая позиция не близка, но я не могу не признать, что для описания Красоты во времени она может быть более плодотворной.
Не буду, пожалуй, пытаться пересказать книгу. Отмечу лишь, что я узнал много нового, а многое по-новому осознал. Античность, Средневековье и Ренессанс, например, имели в очень многом сходные понятия о красоте, различны были лишь акценты на его составляющие. Очень заинтересовала меня концепция Возвышенного, определившая романтизм. Любопытна и экстрвагантная, но трудноопровержимая теория Бёрка. Несколько покоробило меня явно критическое и неприязненное описание эстетических концепций, бытовавших с середины XIX века - не только потому, что лично я люблю и декаденс, и ар нуво, но и потому, что ранее авторы неизменно старались вникнуть в суть описываемой ими эстетики с, по меньшей мере, сопереживанием, и это кажется мне более уместным подходом. Читая о XX веке, особенно об авангардных течениях, подразумевающих выставление писсуара в музей или точное воспроизведение структуры грунта, я хотел было возмутиться - то, что это искусство, вовсе не означает, что кто-то (даже художники) считает это именно красивым! Однако авторы опередили меня, заявив в финале, что дать описание Красоты XX века невозможно, так как авангардное искусство не стремится к Красоте и мало о ней теоретизирует, занятное иной проблематикой, а массовая культура предлагает все вообразимые формы красоты на выбор, "массмедиа абсолютно демократичны, в них заготовлена модель красоты и для тех, кто от природы наделен аристократическим изяществом, и для простолюдинок с пышными телесами".
Издательство "Слово" прекрасно выпустило "Историю красоты", должен отметить. Полиграфия очень качественная, репродукции воспроизведены весьма хорошо, что, конечно, очень важно, да и вообще книгу чрезвычайно приятно держать в руках.
Настоятельно рекомендую вам "Историю красоты", а сам перехожу к не менее интересной "Истории уродства".