Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Странная штука: ты смотришь в небо
И видишь свою звезду.
Но она слепа и глуха к тому,
Кто переступил черту.
Брось свой камень с моста – и тут же
По воде разойдутся круги.
Если б ты помнил об этом всегда,
Вставая не с той ноги.
Зоя Ященко и группа "Белая Гвардия", "Черта"
И видишь свою звезду.
Но она слепа и глуха к тому,
Кто переступил черту.
Брось свой камень с моста – и тут же
По воде разойдутся круги.
Если б ты помнил об этом всегда,
Вставая не с той ноги.
Зоя Ященко и группа "Белая Гвардия", "Черта"
Прочитал "Дайте им умереть" Г.Л. Олди и испытываю крайне смешанные чувства. Даже не припомню, чтоб работы Олдей ставили меня в такой тупик...
Это непрямое продолжение "Пути меча", действие которого разворачивается в условной современности. Пересказать сюжет почти невозможно: только линий основных персонажей тут больше полудюжины, и больше половины книги между ними не ощутимо определенной связи; а разговор непосредственно о фабуле - это сплошные спойлеры (главный и важнейший из них, правда, умницы-издатели вынесли в аннотацию, но мы не будем следовать их примеру). Что можно сказать о ней? Что количество самострелов, внезапных случаев помешательства с применением огнестрельного оружия и самоубийств при помощи его же в славном Кабире и окрестных землях превысило - и значительно - статистическую норму. Что реставрацией полустлевшего эспадона времён полулегендарного Чэна Анкора занимается в местном музее ничем не примечательный историк, а у девочки из занюханного кабирского тупичка под шалью семейная реликвия - набор замечательных метательных ножей...
У тебя, безусловно, были причины
Выиграть первый бой.
Но вряд ли ты потрудился представить,
Все, что это повлечет за собой.
Твой самолет, готовый взорваться,
Уже набирал высоту.
Вряд ли ты думал об этом, когда
Переступил черту.
Выиграть первый бой.
Но вряд ли ты потрудился представить,
Все, что это повлечет за собой.
Твой самолет, готовый взорваться,
Уже набирал высоту.
Вряд ли ты думал об этом, когда
Переступил черту.
Буквально с первых страниц меня покоробил стиль - уж очень он был не-стильный. Многословный, но часто с небрежным подбором слов, натужный и в отношении восточной пышности, и повседневной речевой непринуждённости. Это узнаваемая манера Олди, многие их привычные приёмы, словечки и синтаксические конструкции, но при этом неотшлифованные, неаккуратные, будто работа не авторов, а подражателей. Это можно бы было списать на давность книги и неопытность ещё не отшлифовавших стиль авторов - да только двумя годами ранее написанный "Путь Меча" такого впечатления ничуть не оставлял. Спешу отметить, что шероховатость в романе ощутима не всегда - есть большие куски, где ничто не раздражает глаза, есть и замечательно написанные стильные эпизоды... но небрежно написанные, неудачные эпизоды также встречаются всю книгу.
Кажется, будто талантливый и умелый певец не то не в голосе, не то выпил лишку, и нет-нет да и не попадает в ноты, похрипывает или "даёт петуха" - хотя чувствуется, что петь умеет, хотя тут же вытягивает сложные пассажи. И именно на этом фоне пение не в ноты особенно режет ухо.
Другая проблема - структура романа и его концовка. Для большинства крупных произведений Олди характерно изобилие проработанных персонажей с собственными сюжетными линиями. Однако к финалу все эти линии обычно успешно достигают локальной развязки и заодно крепко и логично увязываются друг с другом - несмотря на то, что Олди любят обрывать свои книги резко, одномоментно наступающей развязкой (как и в этом случае). А вот в "Дайте им умереть"... Книга явно намекает, что все до единого персонажи оказались там, где они оказались, не случайно, - но зачем и почему там большинство из них неясно. Конечно, все они работают на авторскйи замысел и идею романа - но какова их роль изнутри сюжета?..
Схожим образом целый ряд вопросов - второстепенных, надо признать, - остались неотвеченными, неразрешенными, будто даже позабытыми. Почему в связи с "проказой «Самострел»" Карена вообще послали следить за Тем-ещё-Фаршем? Для чего не просто взрывы стволов, не просто самоубийства, а стрельба по посторонним?.. И так далее. Не портящие красивой и интересной идеи, но досадные недоделки.
Изменился вкус у вина и хлеба,
А воздух прокис, как клей.
Все чаще тебя посещают виденья
С лицами мертвых людей.
А в общем и в целом ты славный парень,
Ты любишь деревья в цвету.
И никто никогда не узнает, что ты
Переступил черту.
А воздух прокис, как клей.
Все чаще тебя посещают виденья
С лицами мертвых людей.
А в общем и в целом ты славный парень,
Ты любишь деревья в цвету.
И никто никогда не узнает, что ты
Переступил черту.
А идея - красивая. Точнее, даже идеи. Олди никогда не скупились на оригинальные допущения в своих произведениях, но чаще одно было главным, магистральным, на него была завязана вся концепция книги; в "Дайте им умереть" таких два или три. Получила очень изящное, неожиданное и логичное развитие концепция, выдвинутая в "Пути Меча"; разъяснение того, почему не поклонился Иблис, тянет на отдельную книгу (и отчасти действительно стало основой "Богадельни")...
Пока писал, понял, на что похож "Дайте им умереть" - на черновик. Сюжет в общем виде выстроен - но многие линии не прописаны в деталях. Текст вчерне готов - но в нём полно невычитанных, сырых кусков.
Черновик, но романа Олдей. Романа Олдей, но черновик.