Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
В 90е годы, как мы все знаем, НРД росли в России как грибы, причём на крайне скудном материале. В частности, в этом десятилетии вышла книга некоего Владимира Мегре "Анастасия", а за ней - ещё множество продолжений; так как психика у населения в то время была лабильной, как никогда, читатели этого почвенического фэнтези быстро сформировали вполне серьёзное движение «Звенящие кедры России».
Я был наслышан об этой книге (и движении) уже давно, но на той неделе в моем подъезде кто-то просто выложил несколько томов из эпохальной серии, и я, наконец, прильнул к источнику кедрозвонной мудрости напрямую.
Реальность превзошла мои ожидания.
В первую очередь поражает авторский слог. "Не являясь писателем и не имея опыта литературного творчества, я должен извиниться перед читателями за стиль моего изложения" - пишет Владимир Мегре на обложке книги, и ему есть за что извиняться. Ученик выпускного класса едва ли мог бы рассчитывать больше чем на тройку за такое сочинение. Синтаксис взят будто из циркуляров и распоряжений - "я спросил Анастасию, имеется ли необходимость высадки" и всё в таком духе. Больше всего поражает словарный запас - с одной стороны, чудовищно бедный, с другой - перенасыщенный канцеляритом и дурно понятыми научпоповскими терминами. Именно с их помощью Мегре пытается рассуждать "о Боге, мире, бытии"; терминов он тоже знает не много, так что к концу книги "космическая энергия любви", "технократическое общество" и "невидимый лучик" изрядно навязли в зубах.
Для тех, кто о кедрозвонах не слышал, вкратце перескажу сюжет и основные идеи книги. Владимир Мегре в предпринимательской поездке по рекам Сибири узнаёт, что кедры - аккумуляторы энергии любви, отражённой космическими телами, а затем встречает Анастасию, которая прожила в Сибири среди кедров всю жизнь. Она может ходить там голая в холод, кормят её лесные звери, будто Белоснежку, и при помощи невидимого мозгового лучика воображения Анастасия может видеть то, что происходит в других местах, в прошлом и будущем. Все эти способности нормальны и присущи всем людям, но мы забыли о них из-за техноратического образа жизни и больше не можем к ним обращаться, так как это может лишь тот, кто чист душой. Основное занятие Анастасии - телепатически помогать дачникам, так как именно в дачниках, которые работают на земле в интимном общении с природой (а не комбайнами на огромных полях), залог будущего блага для человечества.
Очень интересно то, как в этой системе позиционирует Мегре себя самого. Как можно понять из вышесказанного, он выступает не в роли духовного лидера, но смиренного апостола или даже своего рода Аарона при Моисее, передавая слова, которые сам не вполне способен понять в силу затемнённости души и, в меньшей степени, недостатка образования (судя по всему, у Мегре оно общее среднее), что подчёркивается в тексте. Кстати, по этой причине особенно мучительно читать в книге его прямую речь - Мегре подчеркивает свою роль непросвелтённого и туповатого оппонента-ученика и поэтому в уже крайне косноязычной книге пытается имитировать ещё более кривую речь. Но в то же время Анастасия предсказывает автору, что он станет - внимание! - самым богатым и знаменитым человеком на свете. Более того, роль Мегре в судьбе всего человечества очень велика, поскольку именно в мечте о нём Анастасия заложила воспринятый космическим разумом план преобразования цивилизации. Фактически, перед нам уникальный случай: смесь нью-эйджевского НРД и анимешного гаремника, где главный герой, будучи совершенно невыразительным, неумным и бесполезным, очень важен благодаря иррационально влюблённым в него женщинам.
Вообще у Мегре какие-то... особые отношения с женщинами. Масштаба "Молота ведьм". Сквозной, всплывающей опять и опять в разных местах книги темой выступают соблазнительные наряды женщин, которыми они будят в мужчинах плотское чувство, открывая ноги и груди, за что и страдают. Собственно, его обучение у Анастасии и знакомство с её тайнами начинается с того, что рассказчик пытается её изнасиловать. Мысль о том, что нескромная одежда, стремление к сексу и, особенно, женское желание быть физически привлекательной - причины несчастий, нестроений и всякого зла (особенно для женщин же!) потом не раз звучит в тексте. При этом роль мужчины - страдательная, в нём плотское желание возбуждают, а сам себя он не контролирует; мужчина и рад бы общаться со скромными женщинами в закрытых старомодных платьях, но бабы-дуры не к тому стремятся, обнажают себе что ни попадя...
Помимо же этого мифология и метафизика "Анастасии" ничем не выделяется, кроме синкретизма и поверхностности. То есть на фоне НРД, особенно отечественных, особенно 90-х - вообще ничем. То, что множество тем в принципе не разработаны (в частности, Анастасия много упоминает о "тёмных силах", но эта формула никак не расшифровывается, их природа и происхождение не упоминаются даже мельком), можно объяснить - это ведь только первая книга из многих. Обилие фактических ошибок и нелепостей (мне особенно нравится, что о том же, что и Анастасия, говорили просветлённые прошлого - "Велес, Кришна, Шива, Иисус, Аллах, Моисей", но и то, что этот самый Моисей удалился "в горный лес, а потом вернулся оттуда, явив миру мудрость" тоже неплохо) не так забавляет, как потрясающая авторская наивность. Например, вот как доказывается "для внешних" космическая мудрость Анастасии: рассказик предлагает ей решить проблему загрязнения воздуха в городах. причём так, чтоб это приносило прибыль; Анастасия предлагает установить на бамперы коробочки с дырочками, через которые выхлоп впереди идущих машин будет фильтроваться и станет на 40% чище; какой должна быть начинка этих фильтров, она предлагает Мегре самому придумать - а он, в свою очередь, предлагает лучшим суперкомпьютерам придумать более эффективное решение загрязнения, и тем как бы намекает, что Анастасия умнее компьютера. Потрясающе.В остальном все стандартно - космические лучи любви (они же - торсионные поля), все религии учат одному, нужно валяться на грядках, чтоб передать растениям свою биоэнергетику... Из необычного - разве что акцент на потеющие ноги да идея духовного союза предпринимателей - замечательных, но несчастных людей.
Я очень стараюсь не плакать, не смеяться, но понимать, но все равно преимущественно смеюсь. Понимать-то там много не нужно: идеологический вакуум плюс экономический спад, оформленные идеями, уже витавшими в обществе и доведёнными до абсурда. Любопытно разве что то, что анастасийцы дожили до наших дней.
Ну, будем читать следующие книги...
Я был наслышан об этой книге (и движении) уже давно, но на той неделе в моем подъезде кто-то просто выложил несколько томов из эпохальной серии, и я, наконец, прильнул к источнику кедрозвонной мудрости напрямую.
Реальность превзошла мои ожидания.
В первую очередь поражает авторский слог. "Не являясь писателем и не имея опыта литературного творчества, я должен извиниться перед читателями за стиль моего изложения" - пишет Владимир Мегре на обложке книги, и ему есть за что извиняться. Ученик выпускного класса едва ли мог бы рассчитывать больше чем на тройку за такое сочинение. Синтаксис взят будто из циркуляров и распоряжений - "я спросил Анастасию, имеется ли необходимость высадки" и всё в таком духе. Больше всего поражает словарный запас - с одной стороны, чудовищно бедный, с другой - перенасыщенный канцеляритом и дурно понятыми научпоповскими терминами. Именно с их помощью Мегре пытается рассуждать "о Боге, мире, бытии"; терминов он тоже знает не много, так что к концу книги "космическая энергия любви", "технократическое общество" и "невидимый лучик" изрядно навязли в зубах.
Для тех, кто о кедрозвонах не слышал, вкратце перескажу сюжет и основные идеи книги. Владимир Мегре в предпринимательской поездке по рекам Сибири узнаёт, что кедры - аккумуляторы энергии любви, отражённой космическими телами, а затем встречает Анастасию, которая прожила в Сибири среди кедров всю жизнь. Она может ходить там голая в холод, кормят её лесные звери, будто Белоснежку, и при помощи невидимого мозгового лучика воображения Анастасия может видеть то, что происходит в других местах, в прошлом и будущем. Все эти способности нормальны и присущи всем людям, но мы забыли о них из-за техноратического образа жизни и больше не можем к ним обращаться, так как это может лишь тот, кто чист душой. Основное занятие Анастасии - телепатически помогать дачникам, так как именно в дачниках, которые работают на земле в интимном общении с природой (а не комбайнами на огромных полях), залог будущего блага для человечества.
Очень интересно то, как в этой системе позиционирует Мегре себя самого. Как можно понять из вышесказанного, он выступает не в роли духовного лидера, но смиренного апостола или даже своего рода Аарона при Моисее, передавая слова, которые сам не вполне способен понять в силу затемнённости души и, в меньшей степени, недостатка образования (судя по всему, у Мегре оно общее среднее), что подчёркивается в тексте. Кстати, по этой причине особенно мучительно читать в книге его прямую речь - Мегре подчеркивает свою роль непросвелтённого и туповатого оппонента-ученика и поэтому в уже крайне косноязычной книге пытается имитировать ещё более кривую речь. Но в то же время Анастасия предсказывает автору, что он станет - внимание! - самым богатым и знаменитым человеком на свете. Более того, роль Мегре в судьбе всего человечества очень велика, поскольку именно в мечте о нём Анастасия заложила воспринятый космическим разумом план преобразования цивилизации. Фактически, перед нам уникальный случай: смесь нью-эйджевского НРД и анимешного гаремника, где главный герой, будучи совершенно невыразительным, неумным и бесполезным, очень важен благодаря иррационально влюблённым в него женщинам.
Вообще у Мегре какие-то... особые отношения с женщинами. Масштаба "Молота ведьм". Сквозной, всплывающей опять и опять в разных местах книги темой выступают соблазнительные наряды женщин, которыми они будят в мужчинах плотское чувство, открывая ноги и груди, за что и страдают. Собственно, его обучение у Анастасии и знакомство с её тайнами начинается с того, что рассказчик пытается её изнасиловать. Мысль о том, что нескромная одежда, стремление к сексу и, особенно, женское желание быть физически привлекательной - причины несчастий, нестроений и всякого зла (особенно для женщин же!) потом не раз звучит в тексте. При этом роль мужчины - страдательная, в нём плотское желание возбуждают, а сам себя он не контролирует; мужчина и рад бы общаться со скромными женщинами в закрытых старомодных платьях, но бабы-дуры не к тому стремятся, обнажают себе что ни попадя...
Помимо же этого мифология и метафизика "Анастасии" ничем не выделяется, кроме синкретизма и поверхностности. То есть на фоне НРД, особенно отечественных, особенно 90-х - вообще ничем. То, что множество тем в принципе не разработаны (в частности, Анастасия много упоминает о "тёмных силах", но эта формула никак не расшифровывается, их природа и происхождение не упоминаются даже мельком), можно объяснить - это ведь только первая книга из многих. Обилие фактических ошибок и нелепостей (мне особенно нравится, что о том же, что и Анастасия, говорили просветлённые прошлого - "Велес, Кришна, Шива, Иисус, Аллах, Моисей", но и то, что этот самый Моисей удалился "в горный лес, а потом вернулся оттуда, явив миру мудрость" тоже неплохо) не так забавляет, как потрясающая авторская наивность. Например, вот как доказывается "для внешних" космическая мудрость Анастасии: рассказик предлагает ей решить проблему загрязнения воздуха в городах. причём так, чтоб это приносило прибыль; Анастасия предлагает установить на бамперы коробочки с дырочками, через которые выхлоп впереди идущих машин будет фильтроваться и станет на 40% чище; какой должна быть начинка этих фильтров, она предлагает Мегре самому придумать - а он, в свою очередь, предлагает лучшим суперкомпьютерам придумать более эффективное решение загрязнения, и тем как бы намекает, что Анастасия умнее компьютера. Потрясающе.В остальном все стандартно - космические лучи любви (они же - торсионные поля), все религии учат одному, нужно валяться на грядках, чтоб передать растениям свою биоэнергетику... Из необычного - разве что акцент на потеющие ноги да идея духовного союза предпринимателей - замечательных, но несчастных людей.
Я очень стараюсь не плакать, не смеяться, но понимать, но все равно преимущественно смеюсь. Понимать-то там много не нужно: идеологический вакуум плюс экономический спад, оформленные идеями, уже витавшими в обществе и доведёнными до абсурда. Любопытно разве что то, что анастасийцы дожили до наших дней.
Ну, будем читать следующие книги...
Самое неприятное, что анастасийцев еще и много. А книги эти до сих пор довольно популярны. Я одно время в книжном работала, и их у меня довольно часто просили заказать, несмотря на то, что издания крайне некачественные и дорогие, а у людей, покупающих подобное, денег явно не очень много.
Искренне восхищаюсь вами, прочитать всю книгу и решиться на продолжение я бы не смогла.
Ну, чудовищный язык книг искупает их забавность. Благо они тоненькие и кончаются раньше, чем наступает передоз. Вот Книгу Мормона я за один присест в свое время зря пытался осилить...
У меня передоз наступает с первых страниц, так что теперь я ни в эзотерику, ни в популярную психологию не лезу. =)
В этом-то как раз ничего удивительного нет. Идеология наивного почвенничества, романтика "единения с природой", плюс пассивный протест против некоей "системы" - вот в чем секрет кедрозвонцев (и аналогичных им движений).