Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Посмотрел я в меру нашумевший в начале этого года фильм Такаси Миике "Страшная воля богов". Я вообще люблю японский сюрный гуро-трэш. Но, боюсь, "Токийскую полицию крови" эта работа в моём личном рейтинге не переплюнет, хоть начали и за здравие...
А начало действительно очень здоровское: нас сразу погружают в действие, точнее, в забрызганный кровью класс, где говорящая неваляшка-дарума взрывает школьникам головы. Когда в живых остаются лишь двое, нам всё-таки показывают флешбэк - но короткий, ничего особо не объясняющий и персонажей не раскрывающий, чтоб не отвлекать от действия. Ведь дарума проводила только отборочный тур, а выживших ждёт буквальная игра в кошки-мышки с десятиметровой манэки-нэко...
В общем, сюжет фильма вертится вокруг национальных японских игрушек и традиционных игр, эдакий фольклорный фестиваль на выживание в отдельно взятой школе. Всё это почти до боли напоминает "GANTZ" по эстетике и настроению (не говоря уж про набор персонажей) - но это совсем не плохо, скорее в плюс "Страшной воле...". Сюжет развивается очень динамично, персонажи постоянно в опасности, каждое решение проблемы кажется верным очень недолго, а потом оборачивается к худшему. Проигнорировать фантасмагоричность и нелепость этих опасностей нельзя, да "Страшная воля богов" и не хочет, чтоб мы это делали. Но в то же время качественная постановка и монтаж порой создают нешуточное напряжение - нелепа дарума или нет, а герою страшно ждать взрыва собственного черепа, и ненадолго зритель себя с ним ассоциирует. Выходит и весело, и страшно, и очень интересно.
А потом Миике зачем-то решает раскрыть персонажей и углубиться в сюжет.
Я так и не понял, что стояло за этим решением: "Страшная воля богов" это трэш, и в первой половине фильма режиссёр явно это осознавал. Нас даже не пытались познакомить с внутренним миром героев или притвориться, что в происходящем есть смысл. Но вот автора переклинило, и вместо беготни по гигантской кошке и разлетающихся кровавых шариков мы получаем диалоги на тему "что делать и кто виноват" и переживания о ценности человеческой жизни. При этом диалоги сценарист писать умеет примерно так же, как актёры-брёвнышки - играть (стоит отметить, что харизма и интересная мимика в этом фильме есть только у компьютерных монстров). Амая (который очень хотел бы быть Идзуми из того же "GANTZ", но см. выше про талант сценариста) - вообще образ, сочетающий отсутствие мотивации и неверибельную игру, как это обычно могут лишь в российском кинематографе.
Ну и финал в стиле "в этом нет смысла, но вы, зрители, притворитесь, что он глубок".
Я, конечно, не стал бы предъявлять к трэшу претензии из-за слабой истории или плохой актёрской игры, но "Страшная воля богов" зачем-то захотела стать чем-то большим, чем трэш, а тут уж и требования другие.
В общем, лично я рекомендую "Страшную волю богов"... досмотреть до появления белого медведя и выключить. Всё весёлое и интересно срежиссированное вы уже видели, а сюжет всё равно толком не раскроют.
А начало действительно очень здоровское: нас сразу погружают в действие, точнее, в забрызганный кровью класс, где говорящая неваляшка-дарума взрывает школьникам головы. Когда в живых остаются лишь двое, нам всё-таки показывают флешбэк - но короткий, ничего особо не объясняющий и персонажей не раскрывающий, чтоб не отвлекать от действия. Ведь дарума проводила только отборочный тур, а выживших ждёт буквальная игра в кошки-мышки с десятиметровой манэки-нэко...
В общем, сюжет фильма вертится вокруг национальных японских игрушек и традиционных игр, эдакий фольклорный фестиваль на выживание в отдельно взятой школе. Всё это почти до боли напоминает "GANTZ" по эстетике и настроению (не говоря уж про набор персонажей) - но это совсем не плохо, скорее в плюс "Страшной воле...". Сюжет развивается очень динамично, персонажи постоянно в опасности, каждое решение проблемы кажется верным очень недолго, а потом оборачивается к худшему. Проигнорировать фантасмагоричность и нелепость этих опасностей нельзя, да "Страшная воля богов" и не хочет, чтоб мы это делали. Но в то же время качественная постановка и монтаж порой создают нешуточное напряжение - нелепа дарума или нет, а герою страшно ждать взрыва собственного черепа, и ненадолго зритель себя с ним ассоциирует. Выходит и весело, и страшно, и очень интересно.
А потом Миике зачем-то решает раскрыть персонажей и углубиться в сюжет.
Я так и не понял, что стояло за этим решением: "Страшная воля богов" это трэш, и в первой половине фильма режиссёр явно это осознавал. Нас даже не пытались познакомить с внутренним миром героев или притвориться, что в происходящем есть смысл. Но вот автора переклинило, и вместо беготни по гигантской кошке и разлетающихся кровавых шариков мы получаем диалоги на тему "что делать и кто виноват" и переживания о ценности человеческой жизни. При этом диалоги сценарист писать умеет примерно так же, как актёры-брёвнышки - играть (стоит отметить, что харизма и интересная мимика в этом фильме есть только у компьютерных монстров). Амая (который очень хотел бы быть Идзуми из того же "GANTZ", но см. выше про талант сценариста) - вообще образ, сочетающий отсутствие мотивации и неверибельную игру, как это обычно могут лишь в российском кинематографе.
Ну и финал в стиле "в этом нет смысла, но вы, зрители, притворитесь, что он глубок".
Я, конечно, не стал бы предъявлять к трэшу претензии из-за слабой истории или плохой актёрской игры, но "Страшная воля богов" зачем-то захотела стать чем-то большим, чем трэш, а тут уж и требования другие.
В общем, лично я рекомендую "Страшную волю богов"... досмотреть до появления белого медведя и выключить. Всё весёлое и интересно срежиссированное вы уже видели, а сюжет всё равно толком не раскроют.