Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Фильм Марины де Ван "Dark Touch" (почему-то ставший в русском прокате "Поцелуй мамочку на ночь") - это картина на пересечении ужасов и артхауса, страдающая от дисбаланса этих жанров.
Семья Ним недавно переехала вновь в какой-то маленький городок (или даже большую деревню), где проводили время, когда девочка была маленькой, и поселились неподалёку от дома своих друзей. Однажды к этим друзьям, Нат и Лукасу, ночью прибегает Ним, израненная и рыдающая. У неё прокушен язык, и девочка не может толком объяснить, что происходит, так что взрослые, конечно, звонят её родителям, которые быстро приезжают и объясняют, что девочка никак не может освоиться на новом месте и думает, что с их домом что-то не так, а поранилась, наверное, когда бежала ночью через лесок. Ним действительно боится своего дома, но вряд ли это главная причина её побега - о чём Нат и Лукасу мог бы сказать, например, рубец от врезавшейся в детское запястье верёвки... В одну из следующих ночей, после того, как мама и папа пожелали Ним спокойной ночи, дом действительно бунтует и убивает их обоих, и Ним оказывается единственной чудом выжившей в пожаре. Пока ей не подыщут опекунов, Нат настаивает на том, чтоб взять дочь друзей семьи к себе - отчасти и потому, что её собственная старшая дочь умерла пару лет назад, и женщина так с этим и не смирилась. Но с Ним непросто - она дичится, часто пугается взрослых и не выносит прикосновений; Нат, Лукас и школьный психолог все списывают на травму от жестокого убийства родителей, но, конечно, это - не главная травма в жизни девочки...
"Кэрри" - что роман, что, тем более, фильм де Пальмы - несмотря на присутствие и важность образа жестокого родителя, не очень раскрывала тему child abuse. Героиня была слишком взрослой, да и все темы, связанные с сексуальностью, были вынесены из семьи и вращались вокруг её сверстников. "Dark Touch" - как бы попытка исправить этот недочёт; фильм явственно вдохновлён "Кэрри" и к ней отсылает, но сосредоточен именно на том, как разрушительно влияет насилие на ребёнка. Кажется неслучайным и вполне разумным, что родители Ним гибнут почти в самом начале фильма и что нам просто дают понять, чем была жизнь Ним, а не показывают в красках, - Марина де Ван явно рассчитывает на зрителя, которого не надо отдельно убеждать, что насиловать свою дочь и тушить об неё сигареты - плохо. Главное - что происходит с девочкой потом. Ним оказывается в нормальной семье, где к ней относятся с подчеркнутым вниманием и заботой, но от каждого проявления нежности она трясется, от громкого голоса вздрагивает, при виде ремня - просто лежащего на полу - впадает в истерику. Она отказывается мыться, а когда Нат настаивает и решает помочь девочке, рыдает. Приёмная семья не может понять, в чем беда, а для ним всё, буквально всё - эмблема насилия или прелюдия к нему. и именно об этом, как кажется поначалу, фильм - о том, как сложно реабилитироваться после такого опыта, как много труда и любви нужно, чтоб залечить такие раны, да и можно ли их залечить вообще?.. Я ожидал, что фильм продолжи развиваться в таком медленном ритме, с акцентом на психологию и бытовые сцены, пока в финале Ним не убьёт свою новую семью, не справившись со страхом (думаю, вполне можно раскрыть секрет Полишинеля - её родителей не дом убил)...
А потом в середине фильма всё катится под гору.
Некоторые вопросы "Dark Touch" вызывал и до того, но для меня водоразделом стала сцена дня рождения. Во-первых, простите, но я не верю в девочек, так играющих в куклы, это просто слишком нарочито. Во-вторых, перелом в личности Ним, произошедший после этой сцены, не раскрыт и плохо обоснован, а потому необоснованным выглядит и всё дальнейшее. Особенно неудачным вышел финал: так навязчиво тыкать мораль фильма зрителю в лицо - это и вообще-то дурновкусие, а когда сцена ещё и выбивается из стилистики произведения в целом...
Режиссёр, как мне кажется, очень хотела (или считала почему-то необходимым) включить в "Dark Touch" элементы мистики, и побольше, причём именно на уровне кинематографических приёмов, результатом чего и стал нелепый финал с неморгающими детьми, сидящими при свечах. Проблема в том, что данному фильму этот мистицизм совершенно не нужен (напротив, его козырь - бытовая атмосфера даже в сценах применения телекинеза), а сама де Ван явно с таким стилем не умеет работать. От этого даже задолго до финала в фильме возникают странные, неорганичные элементы, которые явно должны что-то значить, но не значат ничего и лишь смущают зрителя. Например, двойняшки, которых позже спасает Нит, в первых нескольких сценах сняты так, будто только она их видит, будто они появляются из ниоткуда и исчезают в никуда, и я всерьёз поначалу думал, что это привидения. Также в некоторых сценах не очень понятно, что должна означать работа с цветом, хотя кадр обработан очень нарочито. Или очевидный акцент на теме младенцев и, по видимости, страха Нив перед ними, который тоже в итоге не "выстреливает"... Все это были бы простительные, впрочем, недочёты, если в финале "Dark Touch" не свёлся бы к ним целиком.
Актёрские работы в "Dark Touch" крепкие, ничья игра особенно не запоминается, но все актёры в своих ролях выглядят достоверно. Мисси Китинг очень достойно справилась с непростой ролью запуганного, морально искалеченного ребёнка. Правда, Нат и Люси как-то уж очень резко срываются в раздражении на крик, при том, что они вроде как понимающие родители, но это скорее не недочёт Марселлы Планкетт и Падрейка Делани, а, опять таки, не в меру прямолинейные режиссёрские установки.
Сцены с телекинезом в "Dark Touch" поставлены хорошо, в особенности собственно сцены смертей. Гибель родителей Нит подана и страшно, и напряжённо, и до мерзости графично, а кроме того, там несколько достаточно небанальных решений. Вообще спецэффекты простые, но не лишенные очарования, ничего большего этому фильму и не надо.
Я бы очень хотел посмотреть "Dark Touch", вторая половина которого будет адекватна первой. Пока же у нас есть фильм, который не до конца понял, чем он хочет быть...
Семья Ним недавно переехала вновь в какой-то маленький городок (или даже большую деревню), где проводили время, когда девочка была маленькой, и поселились неподалёку от дома своих друзей. Однажды к этим друзьям, Нат и Лукасу, ночью прибегает Ним, израненная и рыдающая. У неё прокушен язык, и девочка не может толком объяснить, что происходит, так что взрослые, конечно, звонят её родителям, которые быстро приезжают и объясняют, что девочка никак не может освоиться на новом месте и думает, что с их домом что-то не так, а поранилась, наверное, когда бежала ночью через лесок. Ним действительно боится своего дома, но вряд ли это главная причина её побега - о чём Нат и Лукасу мог бы сказать, например, рубец от врезавшейся в детское запястье верёвки... В одну из следующих ночей, после того, как мама и папа пожелали Ним спокойной ночи, дом действительно бунтует и убивает их обоих, и Ним оказывается единственной чудом выжившей в пожаре. Пока ей не подыщут опекунов, Нат настаивает на том, чтоб взять дочь друзей семьи к себе - отчасти и потому, что её собственная старшая дочь умерла пару лет назад, и женщина так с этим и не смирилась. Но с Ним непросто - она дичится, часто пугается взрослых и не выносит прикосновений; Нат, Лукас и школьный психолог все списывают на травму от жестокого убийства родителей, но, конечно, это - не главная травма в жизни девочки...
"Кэрри" - что роман, что, тем более, фильм де Пальмы - несмотря на присутствие и важность образа жестокого родителя, не очень раскрывала тему child abuse. Героиня была слишком взрослой, да и все темы, связанные с сексуальностью, были вынесены из семьи и вращались вокруг её сверстников. "Dark Touch" - как бы попытка исправить этот недочёт; фильм явственно вдохновлён "Кэрри" и к ней отсылает, но сосредоточен именно на том, как разрушительно влияет насилие на ребёнка. Кажется неслучайным и вполне разумным, что родители Ним гибнут почти в самом начале фильма и что нам просто дают понять, чем была жизнь Ним, а не показывают в красках, - Марина де Ван явно рассчитывает на зрителя, которого не надо отдельно убеждать, что насиловать свою дочь и тушить об неё сигареты - плохо. Главное - что происходит с девочкой потом. Ним оказывается в нормальной семье, где к ней относятся с подчеркнутым вниманием и заботой, но от каждого проявления нежности она трясется, от громкого голоса вздрагивает, при виде ремня - просто лежащего на полу - впадает в истерику. Она отказывается мыться, а когда Нат настаивает и решает помочь девочке, рыдает. Приёмная семья не может понять, в чем беда, а для ним всё, буквально всё - эмблема насилия или прелюдия к нему. и именно об этом, как кажется поначалу, фильм - о том, как сложно реабилитироваться после такого опыта, как много труда и любви нужно, чтоб залечить такие раны, да и можно ли их залечить вообще?.. Я ожидал, что фильм продолжи развиваться в таком медленном ритме, с акцентом на психологию и бытовые сцены, пока в финале Ним не убьёт свою новую семью, не справившись со страхом (думаю, вполне можно раскрыть секрет Полишинеля - её родителей не дом убил)...
А потом в середине фильма всё катится под гору.
Некоторые вопросы "Dark Touch" вызывал и до того, но для меня водоразделом стала сцена дня рождения. Во-первых, простите, но я не верю в девочек, так играющих в куклы, это просто слишком нарочито. Во-вторых, перелом в личности Ним, произошедший после этой сцены, не раскрыт и плохо обоснован, а потому необоснованным выглядит и всё дальнейшее. Особенно неудачным вышел финал: так навязчиво тыкать мораль фильма зрителю в лицо - это и вообще-то дурновкусие, а когда сцена ещё и выбивается из стилистики произведения в целом...
Режиссёр, как мне кажется, очень хотела (или считала почему-то необходимым) включить в "Dark Touch" элементы мистики, и побольше, причём именно на уровне кинематографических приёмов, результатом чего и стал нелепый финал с неморгающими детьми, сидящими при свечах. Проблема в том, что данному фильму этот мистицизм совершенно не нужен (напротив, его козырь - бытовая атмосфера даже в сценах применения телекинеза), а сама де Ван явно с таким стилем не умеет работать. От этого даже задолго до финала в фильме возникают странные, неорганичные элементы, которые явно должны что-то значить, но не значат ничего и лишь смущают зрителя. Например, двойняшки, которых позже спасает Нит, в первых нескольких сценах сняты так, будто только она их видит, будто они появляются из ниоткуда и исчезают в никуда, и я всерьёз поначалу думал, что это привидения. Также в некоторых сценах не очень понятно, что должна означать работа с цветом, хотя кадр обработан очень нарочито. Или очевидный акцент на теме младенцев и, по видимости, страха Нив перед ними, который тоже в итоге не "выстреливает"... Все это были бы простительные, впрочем, недочёты, если в финале "Dark Touch" не свёлся бы к ним целиком.
Актёрские работы в "Dark Touch" крепкие, ничья игра особенно не запоминается, но все актёры в своих ролях выглядят достоверно. Мисси Китинг очень достойно справилась с непростой ролью запуганного, морально искалеченного ребёнка. Правда, Нат и Люси как-то уж очень резко срываются в раздражении на крик, при том, что они вроде как понимающие родители, но это скорее не недочёт Марселлы Планкетт и Падрейка Делани, а, опять таки, не в меру прямолинейные режиссёрские установки.
Сцены с телекинезом в "Dark Touch" поставлены хорошо, в особенности собственно сцены смертей. Гибель родителей Нит подана и страшно, и напряжённо, и до мерзости графично, а кроме того, там несколько достаточно небанальных решений. Вообще спецэффекты простые, но не лишенные очарования, ничего большего этому фильму и не надо.
Я бы очень хотел посмотреть "Dark Touch", вторая половина которого будет адекватна первой. Пока же у нас есть фильм, который не до конца понял, чем он хочет быть...