Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Спектакль "Чудаки и зануды" в московском театре "Сфера" оставил у меня несколько смешанные впечатления.
Спектакль основан на одноимённой повести Ульфа Старка, которую я, признаться, не читал. Но догадаться, что это адаптация литературного источника, а не постановка оригинальной пьесы, не составляет труда. При этом поначалу впечатляет, насколько эта адаптация удачна: реплики персонажей естественны, но при этом содержат всю нужную информацию, очень сжатые сцены сообщают нам все обстоятельства и взаимоотношения персонажей, которые в повести наверняка описываются на многих страницах, а моменты, которые нельзя на подмостках воспроизвести буквально, типа ловли уток в школьном дворе, переданы крайне изобретательно и выразительно.
И, пожалуй, я остановлюсь на этом поподробнее.
О "Сфере" я тут как-то уже писал, в театре очень интересное сценическое пространство - хотя зал и очень компактный, но кресла расположены амфитеатром, и основная часть сцены видна буквально со всех сторон, с любой стороны могут выйти и актёры. Это создаёт очень любопытное и своеобразное ощущение, и художники очень умело используют возможности такой сцены. В "Чудаках и занудах" сцена, с одной стороны, представляет собой почти сквозное проходное пространство, с другой - её центр буквально превращён в площадку для скейтбординга (которая активно используется по назначению в ходе спектакля), а "задняя" часть сцены по мере необходимости изображает двухэтажную кровать или диджейский пульт. Каждый из этих элементов принципиально функционален и задействован в спектакле несколькими различными способами, но также и создаёт особое пространство тинейджеров 90-х.
На тот же эффект работают костюмы, хореография и музыка. Думаю, с учётом того, что не только главным героем является подросток, но и проблемы, стоящие в центре повествования - исключительно, подчёркнуто подростковые, это вполне естественное решение, отражение памяти о собственных переживаниях такого рода, и отражение стильное.
К сожалению, если в первом акте экспозиция и завязка поданы мощно и, по ощущениям, без упущений относительно первоисточника, то разрешение конфликтов и развязку во второй акт также удачно вместить не удалось: кажется, что хэппи-энд просто случается, некоторые линии повисают в воздухе и, главное, не видно того роста героини, который должен этот хэппи-энд обеспечить. Только задним числом можно догадаться, что кульминацией было возвращение дедушки в его старый дом, которое мотивировало Симону смотреть в лицо проблемам и верить в любовь, в спектакле этот момент не ощущается как катарсический и центральный. Да и перемены в Симоне скорее угадываются. Мы видим её в первом акте непрерывно орущим, вечно на всех раздражённым подростком, всегда выбирающим самые идиотские решения с тем, чтоб убежать от проблемы (кстати, очень яркий, узнаваемый и достоверный образ); но во втором акте... она просто признается, что она девочка и просто перестает (кажется) орать на мать. Что она поняла о себе и жизни, как дались ей эти решения, какой она человек теперь?.. Спектакль как-то не отвечает на эти вопросы.
Понятно, что во многом это проблема переноса литературного материала на сцену - вместить в двухчасовой спектакль всю повесть не так просто. Но, как мне кажется, злую шутку сыграли с режиссёром и те средства выразительности, которые так удачно работали на спектакль в первом акте: их просто слишком много и порой они как будто отнимают время у тех действий, монологов и диалогов, которые могли бы раскрыть суть истории более непосредственно. К сожалению, это не та недосказанность, к которой стоит стремиться.
В остальном же "Чудаков и зануд" можно только хвалить. Помимо уже сказанного я не могу не отметить очень сильный актёрский состав и замечательные работы даже в эпизодах (как исполняет роль щенка Александр Артамонов!). Евгения Казарина прекрасно, с большой страстью выступила в главной роли. Впрочем, действительно все без изъятия актёрские работы в спектакле хороши.
В целом "Чудаки и зануды" со всех точек зрения хороши - вот только замечательной постановке не хватило внятного завершения, и хотя каждая сцена в отдельности доставляет большое эстетическое удовольствие, спектакль в целом кажется скорее слабоватым, как ни жаль.
Спектакль основан на одноимённой повести Ульфа Старка, которую я, признаться, не читал. Но догадаться, что это адаптация литературного источника, а не постановка оригинальной пьесы, не составляет труда. При этом поначалу впечатляет, насколько эта адаптация удачна: реплики персонажей естественны, но при этом содержат всю нужную информацию, очень сжатые сцены сообщают нам все обстоятельства и взаимоотношения персонажей, которые в повести наверняка описываются на многих страницах, а моменты, которые нельзя на подмостках воспроизвести буквально, типа ловли уток в школьном дворе, переданы крайне изобретательно и выразительно.
И, пожалуй, я остановлюсь на этом поподробнее.
О "Сфере" я тут как-то уже писал, в театре очень интересное сценическое пространство - хотя зал и очень компактный, но кресла расположены амфитеатром, и основная часть сцены видна буквально со всех сторон, с любой стороны могут выйти и актёры. Это создаёт очень любопытное и своеобразное ощущение, и художники очень умело используют возможности такой сцены. В "Чудаках и занудах" сцена, с одной стороны, представляет собой почти сквозное проходное пространство, с другой - её центр буквально превращён в площадку для скейтбординга (которая активно используется по назначению в ходе спектакля), а "задняя" часть сцены по мере необходимости изображает двухэтажную кровать или диджейский пульт. Каждый из этих элементов принципиально функционален и задействован в спектакле несколькими различными способами, но также и создаёт особое пространство тинейджеров 90-х.
На тот же эффект работают костюмы, хореография и музыка. Думаю, с учётом того, что не только главным героем является подросток, но и проблемы, стоящие в центре повествования - исключительно, подчёркнуто подростковые, это вполне естественное решение, отражение памяти о собственных переживаниях такого рода, и отражение стильное.
К сожалению, если в первом акте экспозиция и завязка поданы мощно и, по ощущениям, без упущений относительно первоисточника, то разрешение конфликтов и развязку во второй акт также удачно вместить не удалось: кажется, что хэппи-энд просто случается, некоторые линии повисают в воздухе и, главное, не видно того роста героини, который должен этот хэппи-энд обеспечить. Только задним числом можно догадаться, что кульминацией было возвращение дедушки в его старый дом, которое мотивировало Симону смотреть в лицо проблемам и верить в любовь, в спектакле этот момент не ощущается как катарсический и центральный. Да и перемены в Симоне скорее угадываются. Мы видим её в первом акте непрерывно орущим, вечно на всех раздражённым подростком, всегда выбирающим самые идиотские решения с тем, чтоб убежать от проблемы (кстати, очень яркий, узнаваемый и достоверный образ); но во втором акте... она просто признается, что она девочка и просто перестает (кажется) орать на мать. Что она поняла о себе и жизни, как дались ей эти решения, какой она человек теперь?.. Спектакль как-то не отвечает на эти вопросы.
Понятно, что во многом это проблема переноса литературного материала на сцену - вместить в двухчасовой спектакль всю повесть не так просто. Но, как мне кажется, злую шутку сыграли с режиссёром и те средства выразительности, которые так удачно работали на спектакль в первом акте: их просто слишком много и порой они как будто отнимают время у тех действий, монологов и диалогов, которые могли бы раскрыть суть истории более непосредственно. К сожалению, это не та недосказанность, к которой стоит стремиться.
В остальном же "Чудаков и зануд" можно только хвалить. Помимо уже сказанного я не могу не отметить очень сильный актёрский состав и замечательные работы даже в эпизодах (как исполняет роль щенка Александр Артамонов!). Евгения Казарина прекрасно, с большой страстью выступила в главной роли. Впрочем, действительно все без изъятия актёрские работы в спектакле хороши.
В целом "Чудаки и зануды" со всех точек зрения хороши - вот только замечательной постановке не хватило внятного завершения, и хотя каждая сцена в отдельности доставляет большое эстетическое удовольствие, спектакль в целом кажется скорее слабоватым, как ни жаль.