Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Я пропустил в своё время "Хижину в лесу" Дрю Годдарда в кино и немало сожалел об этом. Наконец-то я смог наверстать упущенное... и всё ещё жалею, что не увидел всё это на большом экране.
"Хижина в лесу" встречает нас стереотипным набором персонажей: будущей Final Girl, одинокой, чуть застенчивой заучкой, её шлюховатой гиперакивной подругой, её бойфрендом-мачо, comicrelief'ом с бонгом и более-менее обычным парнем, в котором Final Girl будет влюбляться. Все они узнаются с первого взгляда, но волноваться не стоит - фильм не совсем про них, и мы об этом знаем, ведь в первой сцене мы видим пару немолодых мужчин с видом типичных офисных служащих, которые готовятся к какому-то большому проекту. Именно вместе с ними нам предстоит наблюдать типичный молодёжный хоррор в исполнении вышеупомянутой пятёрки. Смотреть "Хижину в лесу" очень весело: даже если вы один, то рядом как будто есть приятели, комментирующие происходящее и понимающие, кто в каком порядке умрёт, не хуже вас.
Что такое "Хижина в лесу"? Это, в общем, культурологическое исследование в форме художественного фильма. Написал же кто-то - вернее, нарисовал - недавно диссертацию по физике в формате комикса. Существует немало фундаментальных работ о природе жанра хоррора, о его психологических истоках, образной системе и о том, как он взаимодействует со зрителем. И вот ещё одна, только отвечающая на эти вопросы выразительными средствами самого хоррора. По-моему, сама по себе идея восхитительна, но не подкачало и исполнение.
"Хижина..." эксплуатирует жанровые клише хоррора, но, как я уже отметил, фильм прежде всего даёт нам понять, что он не хоррор (хотя в последние полчаса смотреть его изрядно страшно - или, как минимум, неуютно, не то что уморительный первый час). На определённом уровне это пародия: об этом говоря и иронические кальки сцен узнаваемых фильмов вроде "Зловещих мертвецов", и откровенно цитатный набор монстров (это настоящая энциклопедия жанра, и я ещё потрачу немало времени, рассматривая общий план "кубика Рубика" с клетками и собирая все отсылки), и деконструкция жанровых штампов, в особенности тех, чья условность и нереалистичность уже обсуждена всеми фанатами сотни раз.
Но центральные сцены фильма не эти, а те, где уже упомянутая пара работников средних лет, чернокожий охранник и порой другие персонажи обсуждают то, что видят вместе с нами на экранах. Как я уже сказал, это всё равно, что идти на фильм вместе с приятелями.
О том, зачем люди смотрят хорроры и что из них извлекают, написано довольно много разного. Есть популярное мнение, что слэшер - это заменитель снафф-порно, чисто мужской жанр, в котором зритель идентифицируется с безликим убийцей с его неизменно фаллическими орудиями и сублимирует стремление к брутальному доминированию над сексуальными девушками. Имеется и другой взгляд, согласно которому слэшер обманывает зрителя, ненадолго погружая его в роль убийцы, а тем временем выстраивая симпатию и идентификацию с final girl, вместе с которой в финале зритель переживает катарсис. Стивен Кинг полагал, что на самом поверхностном уровне ужасы позволяют нам выпустить своего внутреннего дикаря и действительно имеют несколько садистскую природу, но на более глубинном уровне в ужасах, как в сказках и многих мифах, нам важно именно финальное восстановление порушенного порядка и гибель чудовища... а под этим прячется инстинкт разрушения и жажда увидеть, как весь этот подавляющий, осточертевший порядок катится ко всем чертям. Не буду спойлерить, какой из подходов применён в "Хижине...", отмечу лишь, что Дрю Годдард и Джосс Уидон явно знакомы со всеми перечисленными и многими другими мыслями о восприятии хоррора и отношении зрителя к происходящему на экране.
Возможно, именно поэтому последние полчаса так пугают: вместо целлулоидных архетипов Девственницы, Шута или Шлюхи в опасности оказываются практически наши соседи по кинотеатру, с которыми мы поневоле идентифицируемся. Фильм ломает "четвёртую стену", формально не делая этого.
"Хижина в лесу" не уникальна. Наверное, ни один жанр не тяготеет так к деконструкции самого себя, как ужасы. Те или иные элементы сюжета или типологические схожие черты были в "Бест Нью Хоррор" Джо Хилла, "Сезоне дождей" Кинга, в фильмах Уэса Крэйвена (таких, как "Крик" и "Новый кошмар") и во многих, многих других произведениях. И даже в не ориентированных на это фильмах нередко иронически дистанцируются от жанровых клише, которые эксплуатируют, как это начали делать с определённого момента в "Пятнице, 13-е". Но, кажется, впервые в центре внимания оказывается именно зритель и его отношения с произведением.
И, конечно, "Хижина в лесу" снята на очень высоком уровне. Удивительно для режиссёра-новичка, но Годдард отлично прочувствовал и простроил темпоритм фильма, а также сформировал его атмосферу. Он прекрасно играет на двуслойности происходящего, переключаясь с хижины на центр управления и обратно ровно в нужные моменты, где создавая комический эффект, а где и усиливая напряжение. Также Годдард прекрасно воссоздаёт атмосферу классических хорроров, но есть у "Хижины..." и своё лицо, а не только филигранные заимствования: например, многие сцены тут очень тёмные, сняты почти при натуральном освещении ночного леса или подвала. И, конечно, потрясающий калейдоскопический динамизм всеобщего истребления: это не просто клип-шоу отсылок ко всем иконам жанра сразу, быстрые монтажные переходы и разница настроений, угла съёмки и даже освещения и цветности создают совершенно особое и очень сильное ощущение паники и невозможности укрыться.
Радует и актёрская игра. Тут также соблюдён принцип двухслойности: подростки в хижине играют несколько нарочито, с типичной для таких фильмов экспрессией, тогда как в центре управления поведение персонажей куда непринуждённей, а реакции более приглушённые. Хотя все актёры выступили достойно, мои любимцы - Фрэн Кранц в роли Марти и безумно обаятельный Ричард Дженкинс, исполняющий роль одного из координаторов проекта.
В общем, если вы любите жанр ужасов, то, по-моему, вам нельзя пропустить "Хижину в лесу". Не столько даже потому, что она хороша как образец жанра (а она хороша), сколько потому, что это очень, очень интересный разговор о жанре. Посмотрите "Хижину...", а потом включите свой любимый хоррор и следите за собственными реакциями - это наверняка будет любопытно.
"Хижина в лесу" встречает нас стереотипным набором персонажей: будущей Final Girl, одинокой, чуть застенчивой заучкой, её шлюховатой гиперакивной подругой, её бойфрендом-мачо, comicrelief'ом с бонгом и более-менее обычным парнем, в котором Final Girl будет влюбляться. Все они узнаются с первого взгляда, но волноваться не стоит - фильм не совсем про них, и мы об этом знаем, ведь в первой сцене мы видим пару немолодых мужчин с видом типичных офисных служащих, которые готовятся к какому-то большому проекту. Именно вместе с ними нам предстоит наблюдать типичный молодёжный хоррор в исполнении вышеупомянутой пятёрки. Смотреть "Хижину в лесу" очень весело: даже если вы один, то рядом как будто есть приятели, комментирующие происходящее и понимающие, кто в каком порядке умрёт, не хуже вас.
Что такое "Хижина в лесу"? Это, в общем, культурологическое исследование в форме художественного фильма. Написал же кто-то - вернее, нарисовал - недавно диссертацию по физике в формате комикса. Существует немало фундаментальных работ о природе жанра хоррора, о его психологических истоках, образной системе и о том, как он взаимодействует со зрителем. И вот ещё одна, только отвечающая на эти вопросы выразительными средствами самого хоррора. По-моему, сама по себе идея восхитительна, но не подкачало и исполнение.
"Хижина..." эксплуатирует жанровые клише хоррора, но, как я уже отметил, фильм прежде всего даёт нам понять, что он не хоррор (хотя в последние полчаса смотреть его изрядно страшно - или, как минимум, неуютно, не то что уморительный первый час). На определённом уровне это пародия: об этом говоря и иронические кальки сцен узнаваемых фильмов вроде "Зловещих мертвецов", и откровенно цитатный набор монстров (это настоящая энциклопедия жанра, и я ещё потрачу немало времени, рассматривая общий план "кубика Рубика" с клетками и собирая все отсылки), и деконструкция жанровых штампов, в особенности тех, чья условность и нереалистичность уже обсуждена всеми фанатами сотни раз.
Но центральные сцены фильма не эти, а те, где уже упомянутая пара работников средних лет, чернокожий охранник и порой другие персонажи обсуждают то, что видят вместе с нами на экранах. Как я уже сказал, это всё равно, что идти на фильм вместе с приятелями.
О том, зачем люди смотрят хорроры и что из них извлекают, написано довольно много разного. Есть популярное мнение, что слэшер - это заменитель снафф-порно, чисто мужской жанр, в котором зритель идентифицируется с безликим убийцей с его неизменно фаллическими орудиями и сублимирует стремление к брутальному доминированию над сексуальными девушками. Имеется и другой взгляд, согласно которому слэшер обманывает зрителя, ненадолго погружая его в роль убийцы, а тем временем выстраивая симпатию и идентификацию с final girl, вместе с которой в финале зритель переживает катарсис. Стивен Кинг полагал, что на самом поверхностном уровне ужасы позволяют нам выпустить своего внутреннего дикаря и действительно имеют несколько садистскую природу, но на более глубинном уровне в ужасах, как в сказках и многих мифах, нам важно именно финальное восстановление порушенного порядка и гибель чудовища... а под этим прячется инстинкт разрушения и жажда увидеть, как весь этот подавляющий, осточертевший порядок катится ко всем чертям. Не буду спойлерить, какой из подходов применён в "Хижине...", отмечу лишь, что Дрю Годдард и Джосс Уидон явно знакомы со всеми перечисленными и многими другими мыслями о восприятии хоррора и отношении зрителя к происходящему на экране.
Возможно, именно поэтому последние полчаса так пугают: вместо целлулоидных архетипов Девственницы, Шута или Шлюхи в опасности оказываются практически наши соседи по кинотеатру, с которыми мы поневоле идентифицируемся. Фильм ломает "четвёртую стену", формально не делая этого.
"Хижина в лесу" не уникальна. Наверное, ни один жанр не тяготеет так к деконструкции самого себя, как ужасы. Те или иные элементы сюжета или типологические схожие черты были в "Бест Нью Хоррор" Джо Хилла, "Сезоне дождей" Кинга, в фильмах Уэса Крэйвена (таких, как "Крик" и "Новый кошмар") и во многих, многих других произведениях. И даже в не ориентированных на это фильмах нередко иронически дистанцируются от жанровых клише, которые эксплуатируют, как это начали делать с определённого момента в "Пятнице, 13-е". Но, кажется, впервые в центре внимания оказывается именно зритель и его отношения с произведением.
И, конечно, "Хижина в лесу" снята на очень высоком уровне. Удивительно для режиссёра-новичка, но Годдард отлично прочувствовал и простроил темпоритм фильма, а также сформировал его атмосферу. Он прекрасно играет на двуслойности происходящего, переключаясь с хижины на центр управления и обратно ровно в нужные моменты, где создавая комический эффект, а где и усиливая напряжение. Также Годдард прекрасно воссоздаёт атмосферу классических хорроров, но есть у "Хижины..." и своё лицо, а не только филигранные заимствования: например, многие сцены тут очень тёмные, сняты почти при натуральном освещении ночного леса или подвала. И, конечно, потрясающий калейдоскопический динамизм всеобщего истребления: это не просто клип-шоу отсылок ко всем иконам жанра сразу, быстрые монтажные переходы и разница настроений, угла съёмки и даже освещения и цветности создают совершенно особое и очень сильное ощущение паники и невозможности укрыться.
Радует и актёрская игра. Тут также соблюдён принцип двухслойности: подростки в хижине играют несколько нарочито, с типичной для таких фильмов экспрессией, тогда как в центре управления поведение персонажей куда непринуждённей, а реакции более приглушённые. Хотя все актёры выступили достойно, мои любимцы - Фрэн Кранц в роли Марти и безумно обаятельный Ричард Дженкинс, исполняющий роль одного из координаторов проекта.
В общем, если вы любите жанр ужасов, то, по-моему, вам нельзя пропустить "Хижину в лесу". Не столько даже потому, что она хороша как образец жанра (а она хороша), сколько потому, что это очень, очень интересный разговор о жанре. Посмотрите "Хижину...", а потом включите свой любимый хоррор и следите за собственными реакциями - это наверняка будет любопытно.