Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
До прочтения в позапрошлом году романа "Долорес Клейборн" я и не планировал особо читать "Игру Джералда", несмотря на свою любовь к Стивену Кингу. Как-то не лежала у меня душа к истории о женщине, прикованной к кровати наручниками для сексуальных игр (до недавнего времени я думал, что это история о жертве маньяка-извращенца, кстати). Но так как в "Долорес Клейборн" были отсылки к этой книге, я её всё-таки прочёл - и познакомился с самым страшным романом Стивена Кинга.
Связь с "Долорес Клейборн" не такс уж значима, но я всё-таки буду проводить параллели, так что, возможно, ссылка на мои впечатления от этой книги не помешает.
Итак, сюжет книги прост: Джесси и Джералд, бездетная семейная пара чуть за сорок, приехали на уикэнд в свой летний домик (хотя сейчас и не сезон), чтоб предаться сексуальным забавам с наручниками. На самом деле наручники кажутся забавными только Джералду, но Джесси считает, что проще дать мужу то, что он хочет, чем спорить, в конце концов, это продлится недолго... В общем, в какой-то момент Джесси всё-таки решает, что ей это совсем не нравится, но муж предпочитает игнорировать её прямые протесты и просьбы закончить игру... а когда она его отпихивает, немолодой и не слишком здоровый Джералд сваливается с кровати с сердечными приступом. А руки Джесси всё ещё прикованы к столбикам их массивного супружеского ложа. Вот почему стоп-слово - это важно.
Роман перекликается с "Долорес Клейборн" в первую очередь мощным и ясным феминистическим посылом. Обе книги довольно агрессивные и бескомпромиссные, но обе при этом вполне явно написаны с конкретной точки зрения - хотя "Игра Джералда" и не от первого лица, - что позволяет читателю самому оценивать, в какой степени выводы обо всех мужчинах и их отношении к женщинам справедливы. Впрочем, Джесси, как и Долорес, заслужила право так думать. Стоит отметить, что если "Долорес Клейборн" в первую очередь говорила о бытовом социальном неравенстве полов. о том, что ваш муж может получить доступ к вашему банковскому счёту просто потому, что он мужчина, о том, что он - добытчик просто потому, что мужчина, и неважно, кто больше работает, во вторую очередь - о насилии в семье, и уж напоследок - о сексе, то "Игра Джералда" расставляет эти темы в обратном порядке, и главная тема книги - "незаметные" изнасилования, как когда твой муж игнорирует громкие и четкие протесты и отказы или когда папа трогает тебя там, где нельзя (а если мы скажем маме - это её убьёт, понимаешь, малыш?), а также то, как общество заставляет женщин самих испытывать стыд за такие вещи.
Роман, как вы можете догадаться, чрезвычайно камерный - фактически, Джесси не двигается с места и проводит практически всю книгу в одиночестве - но Кинг отчасти придает ему разнообразия и динамики благодаря тому, что у Джесси в голове имеются несколько голосов. Речь не идёт о синдроме множественных личностей, однако определенные поведенческие реакции и личностные черты Джесси предпочла дистанцировать от себя и вести с ними мысленный диалог. Не могу сказать, это скорей победа писателя, который нашёл способ так остроумно расцветить лишенное динамики повествование, или же поражение, поскольку он не смог или не решился написать увлекательную книгу с минимумом диалогов.
Как я уже отметил, это - едва ли не самый страшный роман Стивена Кинга... по крайней мере. для меня. В плане страха я солидарен с Остапом Бендером: для меня тоже главным мистическим ужасом является финский нож. Конечно, Кинг всегда оттенял нереальность своих демонических тварей из иных измерений предельно физиологичными подробностями, но ни один призрак или неведомый пришелец не может быть хоть вполовину так страшен, как мысль о том, что ты не можешь встать, никто не знает, где ты, и ещё несколько дней тебя даже не хватятся, или как осколок стекла, впивающийся в руку. Значительную часть романа я прочитал в транспорте, и жаль, что я не мог одновременно наблюдать за окружающими людьми - должно быть, заметно вздрагивающий и кривящийся человек производил странное впечатление. Впрочем, и поклонников сотканных из теней и лунного света кошмаров "Игра Джералда" сможет заинтересовать - но по сравнению с голым сюрвайвал-хоррором и отчаянными попытками вывернуть истерзанную судррогами руку из браслета наручников эти сцены, по-моему, явственно проигрывают.
И да, мистические коротенькие вставки с телепатической связью Джесси и Долорес совершенно не нужны ни одной из книг. Теперь я могу утверждать это определенно.
В общем, я рад, что прочитал "Игру Джералда". она не дотягивает, пожалуй, до уровня своей книги-близняшки, из-за которой я и взялся за чтение, но хороша. И чтение, черт возьми, захватывает.

@темы: смотрит в книгу - видит...