Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Стоит начать, пожалуй, с того, что когда я впервые услышал про «Secret Empire», это отчасти реабилитировало в моих глазах Ника Спенсера: по крайней мере сцена с «Hail Hydra!» была не ради краткого хайпа и упоминания в непрофильной прессе, она предваряла большое и предположительно значимое событие. Я не буду даже пытаться рассуждать о том, можно ли делать фашистом персонажа, созданного двумя евреями чтоб вдохновлять борьбу с нацистами; Ник Спенсер сделал это ради художественного высказывания, остальное уж дело его собственных понятий о допустимом. Но вот ивент завершился, и возникает иной вопрос – а СТОИЛО ли это того?
Сложно сказать.
На уровне политической аллегории высказывание получается слабым – потому что на него не требовалось десять выпусков (не считая ещё четырёхкратно большего числа тай-инов!). Да, порой мы предпочитаем доверить решения кому-то другому, особенно если мы напуганы, особенно если он выступает под знакомыми флагами и лозунгами. Да, порой то, что мы привыкли считать светочем надежды, те ценности, на которые мы привыкли ровняться без раздумий, могут обернуться как раз тем, чего мы всегда боялись и ненавидели. Да, у людей, которые хотят «восстановить историческую справедливость», может оказаться очень неожиданное представление об истории. Всё это Спенсер действительно талантливо, с уместным пафосом и убедительностью продемонстрировал – в первом, максимум втором выпусках. И дальше он, по сути, топчется на месте (это становится очень заметно в закадровых диалогах во второй половине ивента, когда сценарист всё больше повторяется).
Дело, как мне кажется, в том, что Спенсер фактически вывел за скобки массы простых людей, назначив их представителями супергероев, на примере супергероев показывая, как недоверие, амбиции, партийность приводят к власти условную «Гидру», заставляя супергероев терять и вновь обретать надежду. И это вполне рабочий приём, позволяющий нам идентифицироваться с персонажами, с которыми мы заранее хотим идентифицироваться, дающий возможность использовать уже разработанные характеры и конфликты в нужном контексте. Но он не позволяет расширить политический комментарий, конкретизировать его и действительно поговорить о состоянии общества и актуальной ситуации в США, а простые важные истины Спенсер уже достаточно внятно и убедительно проговорил. И комикс буксует. Гидра-Кэп пришёл к власти, но что с этим делать – неизвестно.
В итоге комикс распадается на серию мало связанных между собой мини-историй с собственными темами и моралью, не особенно созвучными заданной первыми выпусками центральной проблеме. Вот история про Пима-Альтрона, своеобразный комментарий в сторону фандома и одновременно рассуждение о бесконечных конфликтных ивентах Marvel. Вот сюжет про Чёрную Вдову, Майлза Моралеса и проблему оправданности убийства (очень нелепая с учётом того, что безымянных агентов «Гидры» и просто солдат армии США герои в течение «Secret Empire» явно убивают во множестве). Это неплохие истории, но они не имеют отношения к вопросу «что если главный символ Америки станет фашистским», и этот вопрос просто как бы повисает в воздухе.
При этом Спенсер всегда остаётся хорошим сценаристом на уровне выпуска, на уровне сцены, на уровне разворота, но структура и единство серии сыплются чем дальше, тем больше. Финальная битва состоит из совсем уж стилистически разрозненных элементов, от высокой драмы до иронической комедии в духе Чипа Здарски. «Secret Empire» приятно читать, но мощное, эмоционально насыщенное послание первых выпусков совершенно замыливается и теряется по дороге.
По-моему «Secret Empire» сработала бы гораздо лучше как «What if…» мини-серия выпуска на три. А так, как есть – это неплохой, но ничем не выдающийся кроссовер, который не оправдывает рискованного эксперимента с чувствами фанатов и наследием великих. Мог бы, но не оправдывает.
Говорить о художниках сложнее: с одной стороны, их работало над «Secret Empire» очень много (да что там – каждый номер это плод коллективного творчества!), с другой – всё они топовые профессионалы, и сказать о них можно лишь хорошее. Лично я – большой фанат Стива Макнивена и его резко очерченных, экспрессивных лиц, но нельзя не восхищаться тем, как работает с пространством страницы Андреа Соррентино и какой выразительности при этом добивается, а мои любимые сцены отрисовал Лайнел Френсис Ю (и прошёлся тушью Джерри Алангилан – для чётких и угловатых контуров Ю тушь очень важна, и тут с ней всё хорошо). Короче говоря, если что и может в «Secret Empire» разочаровать, то это совершенно точно не визуальная составляющая.
«Secret Empire» - это своеобразная попытка повторить «Гражданскую Войну» (едва ли не в большей степени, чем её прямой прошлогодний сиквел), объединив актуальный политический комментарий и масштабный супергеройский кроссовер. Второй элемент в такой комбинации неизбежно перевесит, но если Миллар в своё время сумел «размазать» драму и актуальность по всему ивенту и гуще всего сконцентрировать их в финале, то Спенсер зашёл с козырей в самом начале, и к концу сюжета первое мощное впечатление почти выветривается, оставляя просто развлекательный боевик на один раз.
Сложно сказать.
На уровне политической аллегории высказывание получается слабым – потому что на него не требовалось десять выпусков (не считая ещё четырёхкратно большего числа тай-инов!). Да, порой мы предпочитаем доверить решения кому-то другому, особенно если мы напуганы, особенно если он выступает под знакомыми флагами и лозунгами. Да, порой то, что мы привыкли считать светочем надежды, те ценности, на которые мы привыкли ровняться без раздумий, могут обернуться как раз тем, чего мы всегда боялись и ненавидели. Да, у людей, которые хотят «восстановить историческую справедливость», может оказаться очень неожиданное представление об истории. Всё это Спенсер действительно талантливо, с уместным пафосом и убедительностью продемонстрировал – в первом, максимум втором выпусках. И дальше он, по сути, топчется на месте (это становится очень заметно в закадровых диалогах во второй половине ивента, когда сценарист всё больше повторяется).
Дело, как мне кажется, в том, что Спенсер фактически вывел за скобки массы простых людей, назначив их представителями супергероев, на примере супергероев показывая, как недоверие, амбиции, партийность приводят к власти условную «Гидру», заставляя супергероев терять и вновь обретать надежду. И это вполне рабочий приём, позволяющий нам идентифицироваться с персонажами, с которыми мы заранее хотим идентифицироваться, дающий возможность использовать уже разработанные характеры и конфликты в нужном контексте. Но он не позволяет расширить политический комментарий, конкретизировать его и действительно поговорить о состоянии общества и актуальной ситуации в США, а простые важные истины Спенсер уже достаточно внятно и убедительно проговорил. И комикс буксует. Гидра-Кэп пришёл к власти, но что с этим делать – неизвестно.
В итоге комикс распадается на серию мало связанных между собой мини-историй с собственными темами и моралью, не особенно созвучными заданной первыми выпусками центральной проблеме. Вот история про Пима-Альтрона, своеобразный комментарий в сторону фандома и одновременно рассуждение о бесконечных конфликтных ивентах Marvel. Вот сюжет про Чёрную Вдову, Майлза Моралеса и проблему оправданности убийства (очень нелепая с учётом того, что безымянных агентов «Гидры» и просто солдат армии США герои в течение «Secret Empire» явно убивают во множестве). Это неплохие истории, но они не имеют отношения к вопросу «что если главный символ Америки станет фашистским», и этот вопрос просто как бы повисает в воздухе.
При этом Спенсер всегда остаётся хорошим сценаристом на уровне выпуска, на уровне сцены, на уровне разворота, но структура и единство серии сыплются чем дальше, тем больше. Финальная битва состоит из совсем уж стилистически разрозненных элементов, от высокой драмы до иронической комедии в духе Чипа Здарски. «Secret Empire» приятно читать, но мощное, эмоционально насыщенное послание первых выпусков совершенно замыливается и теряется по дороге.
По-моему «Secret Empire» сработала бы гораздо лучше как «What if…» мини-серия выпуска на три. А так, как есть – это неплохой, но ничем не выдающийся кроссовер, который не оправдывает рискованного эксперимента с чувствами фанатов и наследием великих. Мог бы, но не оправдывает.
Говорить о художниках сложнее: с одной стороны, их работало над «Secret Empire» очень много (да что там – каждый номер это плод коллективного творчества!), с другой – всё они топовые профессионалы, и сказать о них можно лишь хорошее. Лично я – большой фанат Стива Макнивена и его резко очерченных, экспрессивных лиц, но нельзя не восхищаться тем, как работает с пространством страницы Андреа Соррентино и какой выразительности при этом добивается, а мои любимые сцены отрисовал Лайнел Френсис Ю (и прошёлся тушью Джерри Алангилан – для чётких и угловатых контуров Ю тушь очень важна, и тут с ней всё хорошо). Короче говоря, если что и может в «Secret Empire» разочаровать, то это совершенно точно не визуальная составляющая.
«Secret Empire» - это своеобразная попытка повторить «Гражданскую Войну» (едва ли не в большей степени, чем её прямой прошлогодний сиквел), объединив актуальный политический комментарий и масштабный супергеройский кроссовер. Второй элемент в такой комбинации неизбежно перевесит, но если Миллар в своё время сумел «размазать» драму и актуальность по всему ивенту и гуще всего сконцентрировать их в финале, то Спенсер зашёл с козырей в самом начале, и к концу сюжета первое мощное впечатление почти выветривается, оставляя просто развлекательный боевик на один раз.