Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Пожалуй, "Шоу уродов господина Араси" Суэхиро Маруо - самая удивительная манга, какую я читал в жизни. Пожалуй, я начну её описание с конца, с прозаического, без рисунков, послесловия, где автор, знаменитые японские деятели культуры (и особенно контр-культуры), персонажи манги, а также Набоков и безногий Сталин ведут диалоги наподобие этого:
-Я ведь и в самом деле люблю интеллигенцию.
-Это потому, что ты окончил среднюю школу?
-Для этого есть более серьёзная причина.
-Так что же за причина?
-Мне нужно намазать задницу настойкой йода! Но как это сделать? Йод ведь зверски щиплется!
А начинается манга с того, что двенадцатилетняя девочка по имени Мидори не может заснуть, потому что вокруг неё уроды занимаются сексом, а потом все завтракают мясом её щенков, которых цирковой мальчик-девочка запинал до смерти. Быт сироты, попавшей в низкопробную кочующую ярмарку, чередуется с её же безумными видениями, и не сразу можно отличить одно от другого - но быт хуже. Цирк уродов - распространённая метафора ужасной и омерзительной реальности, но тут он предстаёт каким-то особенно неметафоричным, омерзительно джостоверным, при полной ирреальности зрелища. Потом появляется Вандер масамицу, карлик-маг, умеющий залезать в бутылку. Мидори влюбляется в него или думает, что влюбляется, по крайней мере, он - единственный кто не мучает и не унижает её, и этого достаточно. Она считает его мужем, а он, пользуясь своей харизмой и тем, что его популярность поддерживает всё шоу, делает её жизнь чуть более сносной. Потом он убивает другого её поклонника, безрукого и обожжённого "человека-мумию" (и снова это смесь галлюцинации, магии и реальности, где читателю не отличить одно от другого), ссорится с Мидори и (и тут, кажется, и правда используется магия - единственный раз за мангу наверняка она) обращает публику в жутких чудовищ. После этого цирк разваливается, уроды ищут новые способы выживать (шокируют тёплые чувства Мидори при расставании с ними), а девочка и карлик собираются уехать к иной, лучшей жизни. Но Вандера, отошедшего купить закуски в путь, убивает случайный воришка, а Мидори остаётся на автобусной станции. Совершенно одна.
Рисунок манги напоминает традиционную японскую графику, что весьма точно гармонирует с содержанием в сценах отвратительного совокупления или ужасающих деформаций, полных выпученных глаз, вьющихся шей, распахнутых вагин... В то же время лица кажутся более реалистичными, чем обычно в манге, что довершает жуткое впечатление.
Безумие и отчаяние нарастает с каждым мгновением, хоть, казалось бы, первые страницы знакомят нас с самым дном беспросветности и ужаса. Такое настроение бывает на картинах немецких импрессионистов меж двумя мировыми войнами. Очень, очень тяжелое произведение, но в то же время совершенно восхитительное. Читать на свой страх и риск.
-Я ведь и в самом деле люблю интеллигенцию.
-Это потому, что ты окончил среднюю школу?
-Для этого есть более серьёзная причина.
-Так что же за причина?
-Мне нужно намазать задницу настойкой йода! Но как это сделать? Йод ведь зверски щиплется!
А начинается манга с того, что двенадцатилетняя девочка по имени Мидори не может заснуть, потому что вокруг неё уроды занимаются сексом, а потом все завтракают мясом её щенков, которых цирковой мальчик-девочка запинал до смерти. Быт сироты, попавшей в низкопробную кочующую ярмарку, чередуется с её же безумными видениями, и не сразу можно отличить одно от другого - но быт хуже. Цирк уродов - распространённая метафора ужасной и омерзительной реальности, но тут он предстаёт каким-то особенно неметафоричным, омерзительно джостоверным, при полной ирреальности зрелища. Потом появляется Вандер масамицу, карлик-маг, умеющий залезать в бутылку. Мидори влюбляется в него или думает, что влюбляется, по крайней мере, он - единственный кто не мучает и не унижает её, и этого достаточно. Она считает его мужем, а он, пользуясь своей харизмой и тем, что его популярность поддерживает всё шоу, делает её жизнь чуть более сносной. Потом он убивает другого её поклонника, безрукого и обожжённого "человека-мумию" (и снова это смесь галлюцинации, магии и реальности, где читателю не отличить одно от другого), ссорится с Мидори и (и тут, кажется, и правда используется магия - единственный раз за мангу наверняка она) обращает публику в жутких чудовищ. После этого цирк разваливается, уроды ищут новые способы выживать (шокируют тёплые чувства Мидори при расставании с ними), а девочка и карлик собираются уехать к иной, лучшей жизни. Но Вандера, отошедшего купить закуски в путь, убивает случайный воришка, а Мидори остаётся на автобусной станции. Совершенно одна.
Рисунок манги напоминает традиционную японскую графику, что весьма точно гармонирует с содержанием в сценах отвратительного совокупления или ужасающих деформаций, полных выпученных глаз, вьющихся шей, распахнутых вагин... В то же время лица кажутся более реалистичными, чем обычно в манге, что довершает жуткое впечатление.
Безумие и отчаяние нарастает с каждым мгновением, хоть, казалось бы, первые страницы знакомят нас с самым дном беспросветности и ужаса. Такое настроение бывает на картинах немецких импрессионистов меж двумя мировыми войнами. Очень, очень тяжелое произведение, но в то же время совершенно восхитительное. Читать на свой страх и риск.
И я очень рада, что не вчитывалась в сюжет - бедные собаааачки...