Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
В своё время мой внимание привлёк странный эпизод в "Пистис Софии", где резко осуждаются неназванные люди, которые употребляют в пищу ячмень, растертый со спермой и менструальной кровью. Уже тогда меня удивило это неожиданное обличение, довольно неуклюже вклинивающееся в текст без всяких пояснений. Идея выглядит архетипической. но не видно, зачем автору об этом говорить, так что я уже тогда заподозрил, что что-то реальное за этим может стоять. И сегодня эти подозрения пробудились.
Всё ещё читая "Пётр, Павел и Мария Магдалина: Последователи Иисуса в истории и легендах" Эрмана (приходится читать столько учебной литературы, что я уж и не знаю, когда, наконец, покончу с этой книгой, хоть почти и дочитал), я наткнулся там на сведения, взятые у Епифания Кипрского, о секте фибионитов. По сообщению Епифания, они на своих собраниях вместо агап предаются оргиям (ну естественно - да у каких еретиков обходилось без свального греха, судя по церковным источникам?), после чего - да, именно, поглощают сперму и менструальную кровь друг друга в качестве причастия. Всё это основывается на некоем трактате "Великие вопросы Марии", до нас, естественно, не дошедшем, где Иисус в назидание Магдалине создаёт из своего бока женщину, совокупляется с ней, после чего сам проглатывает своё семя, объясняя, что "так и все должны поступать, дабы могли жить". Всё это, возможно, связанно с отказом от деторождения, свойственного гностикам и им подобным (хоть это уже интерпретация Эрмана).
Разумеется, Епифания Кипрского никто не может упрекнуть в излишней объективности или приверженности лишь проверенным фактам, если они очерняют еретиков. Он вполне мог приписать фибионитам столь омерзительные практики и воззрения, чтоб иметь больше оснований их осудить (я всё-таки не думаю, что Епифаний просто выдумывал сами секты, это было бы слишком странно). С другой стороны, некоторый набор типических обвинений еретикам, которые потом автоматически приписывают и христоверам, и альбигойцам, и кому угодно, складывается, кажется, как раз под влиянием Иринея и Епифания. Так что, возможно, на чём-то они да основывались, хоть, конечно, неточность и тенденциозность при этом никуда не деваются. Кроме того, в "Пистис Софии" это обвинения, повторюсь, как раз никакого смысла не имеет, а два свидетельства из столь разных, но близких по времени источника - это уже кое-что. Неужели секта с подобными поразительными культовыми практиками существовала?.. По крайней мере, может быть, стоит самому поискать это место у Епифания, когда с учёбой буду посвободнее...

@музыка: Аквариум - Корабль уродов

@темы: трэш, угар и содомия, опиум для народа