Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
На пути из Ямато в Ниппон не растёт лебеда, -
Только стебли бамбука, подобные древкам знамён.
Ты уже никогда не увидишь свои города, -
Ты проспал поворот на пути из Ямато в Ниппон.
Егор Белоглазов

Был в ГМИИ им. Пушкина на выставке «Жизнеописания 47 верных самураев в гравюрах Утагава Куниёси (1797 – 1861) из коллекции А.С.Орлова-Кретчмера». Впечатления чудесные.
История о сорока семи ронинах достаточно известна, полагаю, а узнать её при желании ничего не стоит (кстати, перечитаю-ка сейчас рассказ Акутагавы о них), так что я перейду сразу к содержанию самой выставке. Там представлена серия ксилогравюр Утагавы Куниёси, каждая из которых изображает одного из ронинов (а также их даймё и основных противников), причём вокруг картинки помещён краткий рассказ об этом самурае, демонстрирующий особенность его характера и достойное следование бусидо, а сложенные вместе, эти истории дают представление о штурме поместья в Эдо. Должен признать, что эти короткие сюжеты чуть ли не интереснее самих гравюр, поскольку кодекс самурая - вещь всё-таки очень специфическая. Так, один из них стал ронином ещё до казни даймё, поскольку практиковал суэмонокири (насколько я понял, специфическая техника разрубания) на вырытом им трупе распутной соседки, но был так верен господину, что потом умолил остальных позволить ему участвовать в отмщении. Матери многих из ронинов совершили самоубийство, чтоб не обременять сыновей заботой о себе - и правильно, потому что какой-то самурай, у которого был престарелый отец, сам сделал себе харакири, поскольку был в безвыходном положении между сыновьим долгом и долгом вассала. Короче говоря, у этих людей всё-таки была, кажется, совершенно иная психология, чем у нас.
Сами гравюры, как это вообще свойственно японскому искусству, очень лаконичны и сдержанны, но при этом чрезвычайно содержательны. Несмотря на традиционную условность в изображении лиц, они очень точно соответствуют подписям - вот особенно яростный боец, вот красивый юноша, а это - любитель сакэ... Точно также и позы, часто кажущиеся неестественными, при этом так ярко воспроизводят движение, что его на картине буквально видишь - клянусь, когда изображение самурая, разрубающего вязанку дров, оказывалось у меня в области бокового зрения, я практически видел раз за разом взмах его меча. Особый стиль, характерный для укиё-э, когда узор на ткани рисуется как бы плоским и игнорирующим контуры её складок, меня всегда завораживал, да и узоры сочетают сложность и изящество - причём цвета приглушённые, и узор от фона отличается оттенком лишь слегка. Сюжет ни одной из картин не повторяется - тут и облачение в доспех, и яростная атака, и сражение, и ожидание боя, и сцены бытовые (например, умилительный образ ронина, "обнаруживающего следующую за ним комнатную собачку").
Очень интересная выставка, которую я всячески рекомендую. Теперь хочу купить книгу, изданную недавно по этим же материалам - прискорбно, но в музейной лавке её почему-то не нашлось.

@музыка: Константин Никольский - Мой друг, художник и поэт

@темы: высокое искусство, расчленёнка, трэш, угар и содомия, японцы ебанутые