Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Читаю тут книгу о концепте маски (о книге напишу позже, когда дочитаю), и напоминает мне это о недавнем разговоре на тему true identity супергероев. Порассуждаем же.
Как известно, маска неотделима от идеи супергеройства. Именно о масках вспоминаешь прежде всего в связи с ними, хотя далеко не все из них в действительности носят маски. Маска, теоретически, должна скрывать истинную личность супергероя - ведь враги могли бы отомстить их близким, да и, честно говоря, их деятельность незаконна. Но по сути сам статус супергероя - уже маска. Таким образом объясняется логически бессмысленная ситуация - некоторые герои не носят маску, но при этом успешно скрывают свою личность. Безусловно, самым ярким и известным примером является Супермен. Стоит Кларку Кенту снять свои изящные очки и деловой костюм, как его перестают узнавать все, включая коллегу и ближайшую подругу Лоис Лэйн. Но это ничуть не более нереалистично чем неспособность людей узнать своего шамана, стоит ему измазать лицо пеплом. Маска не просто предмет - тут идёт речь об изменении личности, и поэтому узнавание невозможно. Кстати, если герой маску носит, то попытка её сорвать зачастую оканчивается неудачей, часто - из-за почти сверхъестественного стечения обстоятельств. Мой любимый пример - Стервятник, высосавший из Человека-Паука молодость и сорвавший с обессилевшего супергероя маску - разумеется, не узнав в старике Питера Паркера. Маска, костюм, прозвище - всё это меняет саму сущность героя. Спаун, под маскй которого - обгоревшее лицо трупа, лишён альтерантивной личности, все его иное бытие - в прошлом. А у Халка нет костюма и маски - его неузнаваемость обеспечивают реальные изменения, идущие изнутри его личности. Напротив, лишение маски - зачастую символ победы над героем и лишения его сил. Так, в "Civil War" Капитан Америка разбивает шлем Железного Человека, когда сопротивление его сторонников почти сломлено, а потом сам снимает маску, признавая своё поражение.
Разумеется, маски носят и злодеи. Но они, зачастую, в них растворяются. Редко мы знаем что-то об истинной личности суперзлодея, во многих случаях её нет вовсе - маска прирастает намертво. Конечно, ярчайший пример - Джокер, но я хотел бы сейчас вспомнить о противостоянии Капитана Америки и Красного Черепа. Масками обоих были, по сути, некоторые архетипы стоящих за ними государств, но со временем лицо Красного Черепа стало таки же, как его маска, демонстрируя, что в нём нет ничего человеческого. В тех случаях, когда у злодея всё-таки есть и другая, "нормальная", личность, она обычно как раз представляет собой маску, является вторичной по отношению к суперзлодейской персоне - как в случае с Норманом Осборном. Уродливые, жуткие и нечеловеческие маски злодеев гораздо ближе к их истинной сущности, чем нормальные лица.
Нельзя не вспомнить Алана Мура, персонажи которого вполне сознательно стремятся раствориться в своей маске и отказаться от собственной личности, чтобы стать совершенным воплощением справедливости - беспристрастным, безжалостным и лишённым сомнений. И для Роршаха, и для V маска - это единственное лицо и подлинная личность, а ложно как раз то, что под ней.
Суммируя, можно сказать, что в настоящее время, когда мистерий не существует, театр отказался от масок, а маскарад практическу утерял своё значение (когда вы последний раз не могли узнать кого-то на костюмированной вечеринке?), именно комиксы концентрируют все смыслы и архетипы, связанные с масками и переодеваниями. Иногда старым идеям требуются новые формы.
Как известно, маска неотделима от идеи супергеройства. Именно о масках вспоминаешь прежде всего в связи с ними, хотя далеко не все из них в действительности носят маски. Маска, теоретически, должна скрывать истинную личность супергероя - ведь враги могли бы отомстить их близким, да и, честно говоря, их деятельность незаконна. Но по сути сам статус супергероя - уже маска. Таким образом объясняется логически бессмысленная ситуация - некоторые герои не носят маску, но при этом успешно скрывают свою личность. Безусловно, самым ярким и известным примером является Супермен. Стоит Кларку Кенту снять свои изящные очки и деловой костюм, как его перестают узнавать все, включая коллегу и ближайшую подругу Лоис Лэйн. Но это ничуть не более нереалистично чем неспособность людей узнать своего шамана, стоит ему измазать лицо пеплом. Маска не просто предмет - тут идёт речь об изменении личности, и поэтому узнавание невозможно. Кстати, если герой маску носит, то попытка её сорвать зачастую оканчивается неудачей, часто - из-за почти сверхъестественного стечения обстоятельств. Мой любимый пример - Стервятник, высосавший из Человека-Паука молодость и сорвавший с обессилевшего супергероя маску - разумеется, не узнав в старике Питера Паркера. Маска, костюм, прозвище - всё это меняет саму сущность героя. Спаун, под маскй которого - обгоревшее лицо трупа, лишён альтерантивной личности, все его иное бытие - в прошлом. А у Халка нет костюма и маски - его неузнаваемость обеспечивают реальные изменения, идущие изнутри его личности. Напротив, лишение маски - зачастую символ победы над героем и лишения его сил. Так, в "Civil War" Капитан Америка разбивает шлем Железного Человека, когда сопротивление его сторонников почти сломлено, а потом сам снимает маску, признавая своё поражение.
Разумеется, маски носят и злодеи. Но они, зачастую, в них растворяются. Редко мы знаем что-то об истинной личности суперзлодея, во многих случаях её нет вовсе - маска прирастает намертво. Конечно, ярчайший пример - Джокер, но я хотел бы сейчас вспомнить о противостоянии Капитана Америки и Красного Черепа. Масками обоих были, по сути, некоторые архетипы стоящих за ними государств, но со временем лицо Красного Черепа стало таки же, как его маска, демонстрируя, что в нём нет ничего человеческого. В тех случаях, когда у злодея всё-таки есть и другая, "нормальная", личность, она обычно как раз представляет собой маску, является вторичной по отношению к суперзлодейской персоне - как в случае с Норманом Осборном. Уродливые, жуткие и нечеловеческие маски злодеев гораздо ближе к их истинной сущности, чем нормальные лица.
Нельзя не вспомнить Алана Мура, персонажи которого вполне сознательно стремятся раствориться в своей маске и отказаться от собственной личности, чтобы стать совершенным воплощением справедливости - беспристрастным, безжалостным и лишённым сомнений. И для Роршаха, и для V маска - это единственное лицо и подлинная личность, а ложно как раз то, что под ней.
Суммируя, можно сказать, что в настоящее время, когда мистерий не существует, театр отказался от масок, а маскарад практическу утерял своё значение (когда вы последний раз не могли узнать кого-то на костюмированной вечеринке?), именно комиксы концентрируют все смыслы и архетипы, связанные с масками и переодеваниями. Иногда старым идеям требуются новые формы.