Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Прочитал работу Д.И. Антонова и М.Р. Майзульса "Демоны и грешники в древнерусской иконографии: Семиотика образа".
Очень хорошее и интересное исследование, со многими примерами, но и не уходящее в частности.
До XVI-XVII века иконография демонического на Руси была небогата и, главное, к ней никогда не было привлечено внимания. Бесы разбегись от святых или были ими попраны, ютились внизу композиции Сошествие Во Ад и даже на редких в то время композициях на тему Страшного Суда или Откровения Иоанна Богослова занимали довольно скромное место. Большей частью они изображались как "эйдолоны" - чёрные силуэты, как бы тени ангелов, либо как крылатые люди со вздыбленными волосами. Этот хохол, изначально, видимо, рифмовавшийся с адским пламенем (а также служивший маркером дикости и анти-цивилизации), а позднее чередовавшийся с рогами, авторы считают главным маркером демонического: такие хохлы появляются у змея-искусителя, всякого рода дьявольского происхождения животных и неантропоморфных монстров, а также у грешников и злодеев. Помимо этой стандартной иконографии, в древних иконах отмечается только образ Ада - серого старика, иногда огромного, и очень похожего на него бородатого Сатаны.
Начиная с XVI века, когда, с одной стороны, исполнившиеся сроки (которые высчитывали каждые двадцать-тридцать лет начиная с шеститысячного года от сотворения мира), а с другой - социальные потрясения вызвали всплеск эсхатологических настроений и в то же время стало возрастать влияние Запада и контакты с ним, что вызвало бурное развитие изобразительной демонологии по образцам культуры макабра и едва ли не Босха и Данте. Демоны приобретают все больше зооморфных черт, их облик из стандартного делается всё более причудливым. Получают большое распространение лицевые Апокалипсисы (ранее эта книга не пользовалась популярностью), следовательно, детально разрабатывается иконография Антихриста, Зверя и т.д. На фресках Страшного суда ад и змей мытарств занимают всё большую долю пространства. Часть, посвящённую иконографии Смерти и детализации представлений об аде авторы уже публиковали в первом выпуске "IM Umbra".
Дальнейшее развитие визуальной демонологии идёт, по всей видимости, в первую очередь в старообрядческой среде (поскольку официальная Церковь наложила запрет на эсхатологические темы в петровские времена), где все наработанные прежде мотивы накладываются на низовой фольклор, и лубочные демоны приобретают черты гротесковые.
Прекрасная научная работа, богато иллюстрированная, наглядная и внятная. Рекомендую чрезвычайно.
Очень хорошее и интересное исследование, со многими примерами, но и не уходящее в частности.
До XVI-XVII века иконография демонического на Руси была небогата и, главное, к ней никогда не было привлечено внимания. Бесы разбегись от святых или были ими попраны, ютились внизу композиции Сошествие Во Ад и даже на редких в то время композициях на тему Страшного Суда или Откровения Иоанна Богослова занимали довольно скромное место. Большей частью они изображались как "эйдолоны" - чёрные силуэты, как бы тени ангелов, либо как крылатые люди со вздыбленными волосами. Этот хохол, изначально, видимо, рифмовавшийся с адским пламенем (а также служивший маркером дикости и анти-цивилизации), а позднее чередовавшийся с рогами, авторы считают главным маркером демонического: такие хохлы появляются у змея-искусителя, всякого рода дьявольского происхождения животных и неантропоморфных монстров, а также у грешников и злодеев. Помимо этой стандартной иконографии, в древних иконах отмечается только образ Ада - серого старика, иногда огромного, и очень похожего на него бородатого Сатаны.
Начиная с XVI века, когда, с одной стороны, исполнившиеся сроки (которые высчитывали каждые двадцать-тридцать лет начиная с шеститысячного года от сотворения мира), а с другой - социальные потрясения вызвали всплеск эсхатологических настроений и в то же время стало возрастать влияние Запада и контакты с ним, что вызвало бурное развитие изобразительной демонологии по образцам культуры макабра и едва ли не Босха и Данте. Демоны приобретают все больше зооморфных черт, их облик из стандартного делается всё более причудливым. Получают большое распространение лицевые Апокалипсисы (ранее эта книга не пользовалась популярностью), следовательно, детально разрабатывается иконография Антихриста, Зверя и т.д. На фресках Страшного суда ад и змей мытарств занимают всё большую долю пространства. Часть, посвящённую иконографии Смерти и детализации представлений об аде авторы уже публиковали в первом выпуске "IM Umbra".
Дальнейшее развитие визуальной демонологии идёт, по всей видимости, в первую очередь в старообрядческой среде (поскольку официальная Церковь наложила запрет на эсхатологические темы в петровские времена), где все наработанные прежде мотивы накладываются на низовой фольклор, и лубочные демоны приобретают черты гротесковые.
Прекрасная научная работа, богато иллюстрированная, наглядная и внятная. Рекомендую чрезвычайно.
Не за что. ^^ Книга безусловно полезная, если пересекается со сферой ваших интересов, да и во всяком случае занятная.